Изобретение можно усовершенствовать,
творению можно лишь подражать.
Мария фон Эбнер-Эшенбах.
Искусство как выразительная форма человеческого творчества всегда было в тесной связи с технологическими изменениями и культурным контекстом своего времени. Оно всегда было неким зеркалом, отражающим в себе общественные ценности, тенденции и настроения. Однако в наше время, в эпоху цифровых технологий, искусство претерпевает огромные изменения. Перед творцами появляются новые возможности, а зрители получают новый, уникальный для всех времен опыт. С другой же стороны, новые для искусства технологии поднимают определенные этические и философские вопросы, на которые в будущем нам всем предстоит ответить.
Одно из самых значительных изменений в мире искусства, внесенных цифровыми технологиями, — доступность творческого процесса. Ранее художникам и музыкантам требовались специальные материалы и инструменты, а ведь некоторые из них были дорогостоящими. Затем требовалось много времени на создание и распространение своего творения. Даже малейшая ошибка могла привести к тому, что начинать приходилось заново. Сейчас же для создания художественного произведения достаточно лишь компьютера или планшета, а любую ошибку можно отменить. Музыку тоже можно создавать на компьютере, и для создания музыкального произведения вместо музыкальных инструментов и полноценной группы или оркестра достаточно одного человека. Это значительно упрощает и ускоряет создание произведения, а затем можно мгновенно поделиться своим творением в интернете, где есть миллионы ценителей со всего мира. Такое развитие цифрового искусства привело к большему разнообразию и появлению новых стилей и техник. Однако такая доступность создания искусства для всех и каждого ведет за собой появление большого количества посредственных произведений, которые тяжело назвать искусством.
Кроме того, некоторые технологии позволяют художникам создавать интерактивные объекты, творения, с которыми можно взаимодействовать, вместо простого наблюдения. Технологии виртуальной и дополненной реальности открывают для искусства новые горизонты, позволяют зрителю погрузиться в совершенно новый художественный мир, взаимодействовать с произведениями на более глубоком уровне, становиться их частью. Специальные художественные выставки позволяют не ограничиваться просмотром на плоскости, зрители могут исследовать произведения в трехмерном пространстве.
Однако с развитием цифровых технологий возникают и новые этические и философские вопросы относительно искусства. Например, как оценивать глубину произведения искусства, созданного с использованием искусственного интеллекта? Является ли такое искусство искусством вообще, если оно создано алгоритмом, а не человеком? Эти вопросы поднимают дискуссии о сущности искусства и его роли в обществе. Одними из наиболее крупных примеров подобного искусства являются картины, книги и музыка, сгенерированные искусственным интеллектом. Да, эти произведения могут быть красивыми и вдохновляющими, однако они лишены человеческих эмоций, в них нет драматичности. Несомненно, человек прикладывает руку к созданию подобного творения, он создает запрос, который порой может быть действительно огромным и впечатляющим, однако это лишает произведение своей главной творческой составляющей: длительной кропотливой работы творца, его поиск вдохновения. Это поднимает вопрос о том, что делает искусство искусством: человеческое выражение, труд и креативность, а может, просто эстетическое удовольствие? С технологической точки зрения, изображения, созданные нейросетями, – лишь цифровой шум, стремящийся повторить миллионы человеческих произведений. Некоторые современные разработки, такие как “Midjourney” и “Stable diffusion”, способны не просто повторить художественный стиль какого-то человека, но и создать картину, будто бы написанную его рукой. Они могут создать изображение столь реалистичное, что его невозможно отличить от реальности. Этот факт ставит под сомнение реальность как таковую и нашу безопасность в ней. Об уникальности искусства еще 100 лет назад писала австрийская писательница, философ Мария фон Эбнер-Эшенбах. И сейчас не самые глупые люди, среди которых есть даже основоположник некоторых современных нейросетей Илон Маск, в той или иной степени выступили против столь стремительного развития этой технологии. И пока считалось, что робот займется физической работой, а творчество останется людям. Но все оказалось наоборот. Кто знает, быть может, ставший культовым цикл фильмов “Терминатор”, является неким предостережением человечеству?
Кроме вышеперечисленного, люди также сомневаются в ценности искусства, которое существует только в цифровой форме и может быть легко скопировано или изменено. Пусть и существует технология, которая делает каждое изображение или текст уникальным, но она не прижилась в мире большого искусства. Поэтому эти особенности вызывают дебаты о сущности искусства и его оценки в современном мире.
Но все же, несмотря ни на что, эпоха цифровых технологий открывает перед искусством новые горизонты, а зрители же получают новый, ранее не существовавший опыт погружения в произведение. Несмотря на все вызовы и вопросы, которые появляются при цифровизации искусства, новые технологии вносят очень важный вклад в его развитие и будущее в современном мире. Каждый из нас выбирает понравившуюся технику создания произведений искусства.