XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 10 до 13 лет
Искра

                                                                                             Искра

  …  Я вышла на крыльцо школы. День стоял  тёплый, солнечный, один из таких, какие бывают только в начале сентября. Казалось, он дарил радость и ученикам, которые с веселым шумом покидали маленький школьный дворик, и воробьям, облепившим старую яблоню, и этим двум собачкам-дворняжкам, прибежавшим, вероятно со стороны парка. Отражение торжества природы читалось и на лицах прохожих…

    Совсем не хотелось идти домой. Но одна мысль не давала покоя: сочинение по пословице нужно было принести уже завтра. По пословице! И кто только придумывает такие задания? И как можно сидеть и писать скучные  сочинения в такую погоду? Домой я не пошла, а решила отправиться к бабушке, моему самому лучшему на свете другу.

     Бабушкин сад встретил меня благоуханием цветов и  ароматом золотистой антоновки, корзины с которой стояли на террасе дома. Здесь  было тихо и уютно. Казалось, что именно у бабушки  не только завтра, но и никогда никто не спросит это сочинение, а тем более не поставит отметку.  Из-под крыльца вылезла кошка Муська, потёрлась ласково о мои ноги в знак приветствия, и мы вошли в дом.  В тот день бабушка была очень занята. На столе, за которым она сосредоточенно работала, было много старых, исписанных тетрадей, конвертов с письмами, белых листов писчей бумаги с какими-то рукописными текстами, фотографий, лежали знакомые мне книги. Бабушка то внимательно перелистывала  тетрадные листы, находя в них что-то нужное, то, вглядываясь в монитор компьютера, продолжала  печатать.  Я тихо подошла к ней и осторожно, чуть касаясь, закрыла ей глаза ладонями. Бабушка мягко взяла мои руки и делая вид, что она сейчас отгадает,  спросила:

   — Маша? Машенька пришла?

   — Ты даже нисколько не испугалась? — удивилась я.

   — Я услышала стук двери и по шагам  поняла, что это ты.

    За обедом я рассказала бабушке все последние школьные новости: и про контрольную по истории, и про ссору между Степаном и Сашкой,  и про… Много чего интересного.  Но вот о сочинении никак не получилось сказать. 

    После обеда бабушка продолжила работать с бумагами, а мне посоветовала что-нибудь почитать и приниматься за уроки.

     Время шло.  Нужно было  сказать ей о сочинении.  Нужен был её совет.  Я не знала, о чем и как  писать. И отвлекать её от дела мне  было как-то совестно… Но я сказала.
    Бабушка как-то мягко, с едва скрываемой улыбкой,  как только она умеет, посмотрела на меня, улыбнулась и сказала:

    — И чего ты испугалась? Сочинение по пословице – интересное  задание. У тебя все готово.  Пословиц в русском языке много. А школьных историй ещё больше. Ты за обедом уже несколько из них мне рассказала.

    Для начала она предложила мне определиться с пословицей, а потом вспомнить какой-нибудь случай из школьной жизни, который чему-то научил. Бабушка никогда не станет  давать готовых подсказок, а тем более что-то делать за меня, она заставит меня думать, искать. Есть в ней что-то от учительницы.

   Когда-то, очень-очень  давно, она  мечтала стать  учителем немецкого языка и после окончания школы два года преподавала этот предмет в одной из сельских школ. Но обстоятельства сложились так, что с мечтой о педагогическом институте пришлось расстаться. Она стала экономистом и почти сорок лет жизни посвятила статистике. Именно посвятила. Потому что  работа эта, по  признанию самой бабушки, дала ей богатый материал для изучения родного края. За годы работы она провела пять переписей населения  и  накопила  ценные сведения о жизни нашего района. И вот уже несколько лет она занимается исследованием исчезнувших с карты Шарлыкского района Оренбургской области сельских поселений. Ездит по району, изучает  места, где когда-то были посёлки,  встречается с людьми,  ведёт переписку с бывшими жителями и их детьми,  работает в районном  и областном архивах. День ото дня она по крупицам собирает материал,  радуется,  как ребёнок,  каждой находке…

    … Мерно тикали большие часы на стене.  Я сидела за столом уже битый час, в черновике, кроме домиков и цветочков,  ничего не было. Взгляд мой  блуждал по стенам, на которых много картин, их вышивала бабушка бисером и шелковыми лентами — одно из многих её увлечений. Свежесрезанные розы  в вазе тоже из бабушкиного сада. «И когда она все успевает? — вертелось у меня в голове. — Зачем ей эти исследования, поездки, организации выставок, экскурсии в краеведческом музее, женсовет? На пенсии можно преспокойненько жить: смотреть сериалы, ну, может быть, печь пироги и вязать внукам шарфы. Нет же, она придумывает себе все новую и новую работу».

    Я посмотрела на бабушку: она увлечённо  работала и, как мне казалось, не обращала на меня внимания. Тогда я решила пойти на хитрость и спросила:

  — Бабуль, а ты любила в школе писать сочинения?

   Бабушка ответила не сразу, словно догадывалась  о моей уловке:

  — Нет, не любила, как и многие. Считала это трудным и бесполезным занятием.

  Ответ бабушки мне понравился, но в то же время насторожил: «Правду ли она говорит? Почему она так говорит?»  Я не отступала:

  — Вот и ты так думаешь, что это трудно. И подруги мои так думают. И даже наша отличница Оксана так думает. Даже ей родители помогают. Здесь одному не справиться.

    Бабушка продолжала работать и ничего не отвечала.

    … Часовая стрелка сделала ещё один круг. В черновике — ничего. У бабушки  почти готова книга. Целая книга!  А я не написала ни одной строчки. Никакой случай из школьной жизни в голову не приходил. Можно было что-нибудь придумать, но ничего не придумывалось… Мне хотелось, чтобы бабушка села рядом, и мы вместе сочинили  что-то.  Я понимала, что ждать больше  нельзя.  Нужно действовать. Я снова обратилась к ней :

    — Бабушка,  почему у тебя получается писать,  а у меня нет?

    — Я счастливый человек, вот у меня и получается.

   Ответ бабушки мне показался неожиданным,  и я не сдавалась:

    — А в чем твоё счастье?

    — В том, что у меня работы много. На целый день хватает. Вот я её и делаю.  А когда трудишься, все получается.  

    Слова бабушки почему-то напомнили мне рассказ, который мы недавно читали на уроке. Там отец тоже говорил маленькому сыну о работе, о труде, о счастье. О труде, о счастье… Да вот же! Вспомнила!

    Когда бабушка подошла ко мне, я уже загорелась идеей и писала своё сочинение. Писала  самостоятельно, увлечённо… 

    Бабушка нежно погладила меня по голове  и сказала:

   — Если душа твоя  зажглась чем-то очень важным, то для тебя все будет возможным.

    Оказывается, мне нужна была лишь маленькая искра.  И бабушка об этом знала.

    … Я вышла на крыльцо.  На меня смотрел  чудесный сентябрьский вечер. Нужно было  спешить  домой.  Так  много хотелось  рассказать родителям…

___________________________

    История, описанная мной в рассказе, произошла  три года назад, когда я была ученицей четвёртого класса.

    В этом году моя бабушка смогла воплотить в жизнь ещё одну мечту: её книга вышла в свет.

   

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пузина Мария Александровна
Страна: Россия
Город: Шарлык