Всё, что не имеет конца,
не имеет и смысла
Ю. М. Лотман
Темнота, мрак, холод. Никого не видно и не слышно. Сердце начинает бешено биться, дыхание учащается. Кислорода не хватает. Ты не теряешь надежду проснуться в своей прохладной кровати, открыв глаза. Но очнувшись, нащупав «стенки» и «потолок», приходит осознание, что ты находишься в замкнутом тёмном пространстве.
— Где это я? — я начинаю слышать, как что-то непонятное сыпется на меня. По запаху похоже на землю…
— Поздравляю, вы в горизонтальном лифте, доставка тела завершится через 3,2… Стойте, вы куда? Поездка не понравилась?
— Нет! Здесь холодно и душно. А ещё у меня клаустрофобия! Здесь невозможно находиться.
— Ну, тогда выбирайтесь сами…
Ты проламываешь потолок в горизонтальном лифте. Кажется, что сейчас задохнешься. Гроб опустили слишком глубоко, выбраться отсюда уже невозможно. Перестать бороться за жизнь? Или поступить как главная героиня из басни Эзопа «Лягушка в молоке»? Всё в твоих руках, от нас уже ничего не зависит. Если бы наш герой Коля читал инструкцию по использованию горизонтального лифта, то либо благополучно добрался до точки назначения, либо всё-таки завершил поездку без вреда для себя.
Что нужно сделать, чтобы не угодить в такую ситуацию? Итак, вот инструкция по выживанию от писателей 19-20 веков. Николай Васильевич Гоголь не советует вам долго находиться в летаргическом сне (иначе захоронение заживо обеспечено). Однако панночке из мистической повести этого автора удалось воскреснуть, пусть и не из летаргического сна. Что же для этого нужно? Как гроб становится для людей горизонтальным лифтом или же порталом для связи между миром живых и мёртвых?
Чтобы добиться хорошего энергопотока, переезжаем на хутор, умираем, берём Хому Брута, лежим себе спокойно и ждём начала поездки. После того, как вас отпели, гроб превращается в портал: вы воскресаете, чтобы обрести покой уже в другом мире. Правда, если вам не хватит денег на долгую поездку до пункта назначения, придётся опять умереть и не достигнуть цели.
Панночка из «Вия» — яркий представитель мистического реализма, которая стала для моей инструкции источником правил и логических цепочек. Она имеет связи параллельно в двух мирах, но при этом, как и Клеопатра у Александра Блока, о которой чуть позже, находится в переходном состоянии – и ни жива, и ни мертва. Она меняет своё состояние несколько раз на протяжении повести, что показывает и доказывает, что горизонтальный лифт работает! Пусть его и шатает по церкви, а его пассажирка встаёт и начинает ходить: «Он отвел глаза свои и опять с ужасом обратил на гроб. Она встала… идет по церкви с закрытыми глазами, беспрестанно расправляя руки, как бы желая поймать кого-нибудь…», портал выполняет свою функцию исправно.
Не понравилось жить на хуторе? Тогда переезжаем в Египет! Как нам туда попасть? Ну, пока точно не на горизонтальном лифте, разве что на самолёте. Поняли куда ехать? Хорошо, молодцы. Всё, мы на месте. Пирамиды, пески, Сфинкс нам подмигивает на жаре. Когда-то здесь жила Клеопатра. Насколько всем известно, по традициям Древнего Египта усопшего хоронили вместе со своими прислугами, утварью, а органы складывали по отдельным контейнерам. В этой культуре горизонтальный лифт старой модели, то есть саркофаг. Условия использования почти такие же.
О чём с нами делится Александр Александрович Блок в стихотворении «Клеопатра», может быть, даёт нам какие-то подсказки? К сожалению, сначала перед нами предстаёт лишь восковая фигура величественной царицы «в гробу стеклянном». Понимая утрату и невозможность её воскрешения, лирический герой своими размышлениями даёт понять, что ему не всё равно на историю данного исторического персонажа. Образ Клеопатры после смерти обрастает новыми смыслами. Теперь она – муза для поэтов, источник вдохновения, пусть «и не мертва и не жива».
Оживить покойника (пусть даже и статую из воска) можно с помощью разговора. Задавая пару вопросов, вы превратите стеклянный горизонтальный лифт в портал, который даст возможность связаться с умершим: «Тогда я исторгала грозы./ Теперь исторгну жгучей всех/ У пьяного поэта – слёзы,/ У пьяной проститутки смех». Но могут произойти и побочные явления: «Змея легко, неторопливо/ Ей жалит восковую грудь» Безусловно, это отсылка на одну из возможных причин смерти Клеопатры. Змея – символ, связанный с землёй, а соответственно и с гробом, смертью, перерождением, а её укус – словно вакцина для бессмертия. Сбрасывая старую кожу, она будто перерождается. Можно провести параллель между самой Клеопатрой и этим пресмыкающимся – они в стихотворении являются символом обретения новой жизни.
Хрустальный гроб, в котором лежит царица, словно витрина, выставляющая всё напоказ. На то Клеопатра и властительница, чтобы блистать даже после смерти, выслушивая чужое никому ненужное мнение. Автор поднимает важную тему – равенство перед смертью. Никто не может унести с собой драгоценности, дома, машины на тот свет. Реально забрать только качества, проявившиеся в человеке, оставшиеся и откликнувшиеся в сердцах других. Не стоит надеяться на воскрешение, нужно прожить свои года так, как тебе хочется.
Продолжаю писать инструкцию по использованию лифта, а история мёртвой царевны Александра Сергеевича Пушкина так и просится попасть сюда. Как отказать-то? Правильно, никак. Кстати, странное совпадение – все три текста основаны на смерти девушек. Для людей в Средневековье сжечь барышню за рыжие волосы считалось нормой. А здесь что тогда? Где-то виновница торжества — нечистая сила, где-то — обычная смерть. Но каждая из них воспользовалась в той или иной мере путешествием в горизонтальном лифте.
Горизонтальным лифтом начали пользоваться ещё задолго до появления этой инструкции. Хрустальный гроб существует в фольклоре как символ покоя, умиротворения, гармонии с внешним миром, пограничного состояния тела человека. Без него невозможен обряд перерождения. Гроб в литературе – это и сохранение жизни, и похороны, и захоронение. Приставка меняет значение слова, придавая ему новые грани понимания. Девушка «В сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» остаётся верна своим принципам: «Не досталась никому,/Только гробу одному». Проходя через горизонтальный лифт, она проживает обряд инициаций – становится невестой, а вскоре и женой. Образ спящей красавицы в фольклоре довольно популярен, но моя инструкция по использованию ограничится одной такой барышней. Итак, если вы выберете для передвижения в другой мир хрустальный транспорт, то будьте готовы ко всему – покоя вам точно не дадут.
Инструкция по использованию и эксплуатации горизонтального лифта подошла к концу. Надеемся, те, кому когда-нибудь она пригодится, не поступят как Коля, а сделают верные выводы. Осознание, что гроб – это портал, появляется, безусловно, не сразу. Несмотря на разные традиции народов по захоронению трупов, названия этого «лифта», его предназначение и суть остаётся неизменной – создание портала, связи между миром живых и мёртвых. С точки зрения науки, гроб – это ящик, в котором погружают в землю покойника и заколачивают крышкой. А если рассматривать этот объект со стороны философии и психологии, то он – портал, дающий возможность «попасть на нужный этаж». Кто знает, может он приведёт нас ещё куда-нибудь…
— Но если жизнь не имеет конца, то какой тогда смысл? Нужна ли тогда инструкция по использованию «горизонтального лифта»? Как много вопросов и так мало ответов…
— Прекращайте пить, профессор! Хватит с Вас! Довольно! К нам тут ещё одного привезли – весь в земле, говорит, заживо закопали…