XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Фейки в современной журналистике

Думаю, каждый согласится с тем, что жизнь людей двадцать первого века невозможно представить без средств массовой информации. Интернет, газеты, журналы – всё это входит в данное понятие и является неотъемлемой частью нашей жизни.

Ежедневно мы получаем огромное количество информации из самых разных источников. Журналистика и медиа коммуникации оказывают значительное влияние на повседневную жизнь общества. Однако, по многим причинам в наше время достаточно трудно с уверенностью сказать, приносит ли такой объём данных пользу или вред. В чём же они заключаются?

Одной из основных причин является недавно вошедшее в нашу жизнь, но уже твёрдо укрепившееся в ней, понятие «фейк». В переводе с английского языка оно означает «подделка, фальшивка». И сейчас это слово широко используется в самых разных сферах. Так говорят и про сумочку от Gucci, которая на самом деле была куплена на рынке, и про аккаунт Джастина Бибера в ВКонтакте, и, к сожалению, про большинство новостей, появляющихся в СМИ.

Это происходит из-за того, что большую часть сведений сегодня мы получаем из различных источников Интернета, таких как: всеми любимые Google и Яндекс, соцсети и т.д., доступ к которым имеет каждый как в качестве читателя, так и в качестве автора. Поэтому информация сегодня разносится молниеносно, при чем и правдивая, и фейковая. И количество последней всё растёт!

В наше время кто угодно может зайти в Интернет, создать свой сайт или блог и пополнять его свежими статьями хоть каждый день. По началу многие завоёвывают свою известность за счёт действительно интересных и самое главное реальных новостей и фактов. Но ничто не длится вечно и, когда популярность спадает, на сайте всё чаще появляются фейки. Они цепляют нас кричащим заголовком, предполагающим взрывную новость, а на деле распространяют ничем не подкрепленную и чаще всего ложную информацию. Но к тому моменту, когда действительность раскрывается, новость успевает разлететься среди множества доверчивых читателей. А ведь подобных источников огромное количество. И поэтому попасться на удочку гораздо проще, чем мы привыкли думать.

По этой причине добросовестным журналистам приходится выполнять очень трудную задачу. Помимо того, что им также надо суметь привлечь читателя к своей статье интересным наполнением и интригующим заголовком, им необходимо неоднократно проверить написанное и подкрепить всё достоверными фактами. Это нужно для того, чтобы у человека, который будет это читать, не возникло ни малейшего сомнения в том, что всё написанное правда, или, что ещё важнее, чтобы он правильно понял то, что сообщил ему журналист. А значит, не стал разглашать эти данные уже в переделанном варианте, который не будет столь правдивым.

Что до читателя, то его роль тоже стала тяжелее. Теперь он вынужден грамотно классифицировать всю получаемую информацию. Определять, факт это или фейк, чтобы не стать жертвой различных уловок. Совет, который можно дать: «Определите для себя несколько источников, которым точно можно доверять, и старайтесь всегда прислушиваться к ним. А те факты, которые вы прочитали у кого-то ещё, обязательно сверяйте с ними, даже если вам кажется, что они вас не обманывают»

В заключении хочется сказать, что в большом объёме данных нет ничего плохого. Современный мир не стоит на месте, и всегда полезно знать, что происходит вокруг. Но как журналистам, так и читателям стоит относиться к взаимодействию с информацией ответственнее, чтобы не допускать распространения фейков.

Санина Элеонора Дмитриевна
Страна: Россия
Город: Воронеж