Принято заявок
2688

XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Эстетика Декаданса

Это небольшое эссе я хотела бы посвятить эстетике. Хотя я и осознаю, что совсем ничего не понимаю в ее философии, мне все равно хотелось бы по-своему взглянуть на её феномен и выявить своё к ней отношение. В этом тексте я также буду упоминать и другие понятия, например, Красота и Прекрасное, но в заголовок я решила вынести все-таки слово «эстетика», так как оно является более глобальным и включает в себя всё упомянутое выше.

Итак, я думаю, что мне стоит начать с поиска определения центрального понятия. Вот, что говорит нам Википедия, — «эстетика — это философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания». А вот еще вариант с сайта «Викисловарь», — «1.Раздел философии, наука о красоте, прекрасном, творчестве и искусстве. 2. Система взглядов на искусство и творчество. 3. Красота, художественная сущность объекта». В целом, эстетика — это воплощение способности видеть Прекрасное вокруг себя. При этом я не могу сказать, что объекты сами по себе обладают некой красотой, они скорее просто существуют, а наше сознание вплетает некий смысл и очарование в их существо. И правда, если абстрагироваться, есть ли хоть какое-то различие между придорожной грязью и полевыми цветами? Да и к тому же, разве не возможно и то, что люди могут находить Прекрасное в первом и испытывать отвращение ко второму? Тут мы подходим еще к одному важному качеству эстетики, к ее индивидуальности. Нам часто говорят, что, если ты не понимаешь истинную Красоту того или иного произведения, значит ты не достиг «нужного» духовного уровня, еще не до конца прозрел. Но ведь восприятие окружающего мира у каждого человека разное, разве можно сомневаться в том, что Иисус Христос или Будда Шакьямуни были людьми недостаточно просветленными? Но какая разница между их учениями! В общем-то, Прекрасное всегда «открывается» людям по разному, и никто не сможет увидеть в нем абсолютно тоже, что видит его самый близкий товарищ.

Да, Красота — уникальна. И в то же время, это совсем не так. Уникальным может быть лишь наше собственное восприятие, да и то только отчасти. Иногда мне даже кажется, что между людьми так много различий, что складывается ощущение, будто различий нет вовсе. Все-таки мы живем в едином информационном пространстве, с общечеловеческими ценностями и системой восприятий, что мыслить и ощущать вне шаблона практически не возможно. Отличия, конечно, будут, но при масштабировании они кажутся еле заметными. В то же время, если мы представим себе идущую в ночи пару людей, каждый из них, смотря на ту же луну, будет поверх известного фундамента выстраивать свое личное восприятие, кто-то положит лишь два кирпичика, а кто-то возведет настоящий дворец. Но даже после этого, луна так и останется висеть в небе безжизненной глыбой, не имея представления, какие стихи слагаются в её честь.

А теперь я немного сменю тему и обращусь к современности. Мне кажется, что люди всегда искали и создавали вокруг себя некую «личную эстетику». Это может проявляться, например, в интерьере вашей комнаты или в одежде, что вы носите, в книгах, что вы читаете или музыке, что вы слушаете. В наше время стали популярны так называемые интернет-эстетики. Как понятно из названия, они по большей части существуют в интернете, находят воплощение в блогах, на страницах в соцсетях, досках на пинтересте. Но, также эти эстетики могут переходить и в реальную жизнь, уже известным нам способом — находить воплощение в одежде, музыке, предметах интерьера. Таким образом люди пытаются отразить свое внутреннее существо, хоть зачастую для этого им и приходится жертвовать содержанием. Мы чувствуем себя по-настоящему комфортно, когда носим одежду, что подходит нашему восприятию мира, когда на улице так же светло или мрачно, как и у нас на душе. Но, как бы мы не хотели найти такое самоопределение материальными вещами индивидуальным, это тоже не так. Ведь ни одна эстетика не принадлежит нам. Любая Красота всегда будет общей, а точнее, не чей. Все, что нам остаётся, так это наблюдать за ней и не пытаться сделать ее своей собственностью.

Вообще, это эссе я решила написать после прочтения романа Юкио Мисимы «Золотой храм», собственно, я не могу не привести цитату из этого произведения, — «Красота, с которой ты так носишься, — это химера, мираж, создаваемый той избыточной частью нашей души, которая отведена сознанию. Тем самым призрачным «способом облегчить бремя жизни», о котором ты говорил. Можно, пожалуй, сказать, что никакой красоты не существует. Сказать-то можно, но наше собственное сознание придает этой химере силу и реальность. Красота не дает сознанию утешения. Она служит ему любовницей, женой, но только не утешительницей. Однако этот брачный союз приносит свое дитя. Плод брака эфемерен, словно мыльный пузырь, и так же бессмыслен. Его принято называть искусством». Эти слова сказал главному герою его друг, пытающийся предупредить его о страшной силе Прекрасного. И правда, в конце книги герой сжигает Золотой Храм, пытаясь спастись от его оков и зажить свободной жизнью. Конечно, такие случаи уникальны и для большинства Красота так и остается лишь пряной специей, а не основным блюдом, люди не часто используют это горючее, чтобы сжечь свою жизнь, и все же. Каждый из нас в той или иной мере ощущает это влияние Красоты. Кто-то посвящает ей свою жизнь, кто-то свою жизнь в нее заворачивает, как конфету в обертку, кто-то живет с ней рядом, даже не подозревая об этом, а кто-то и вовсе отрицает ее существование. Я могу понять позицию каждого, ведь, как я уже писала выше, в современном мире Прекрасное стало сосудом, в который мы вливаем свое «я». Но, какое же начало имела Красота, с чего же все началось?

Думаю, что в этот раз я начну от частного и потом перейду к общему. Итак, рассмотрим такое понятие, как внешняя привлекательность. Привлекательность вообще — это некие располагающие, очаровывающие черты, ну а к термину «внешняя привлекательность» мы, наверное, чаще всего применяем слово «красота». Так вот, вспомним, например, что в древние времена женская полнота считалась эталоном привлекательности. Почему? Потому, что это говорило о том, что такая женщина сможет дать здоровое потомство, а продолжение рода это, по сути, единственное, что требуется от женщин, да и от людей в принципе. Еще один пример, из той же области — тот факт, что молодые женщины считаются более привлекательными. Это также связанно с плодовитостью, ведь юная девушка сможет родить больше, ее дети, вероятно, будут здоровее. Чтобы лицо казалось более юным, еще жительницы древнего Египта подводили свои глаза смесью из малахитовой пыли, сурьмы и галенита, делая их визуально больше. Но и по сей день женщины используют этот прием, ведь таким образом их лицо кажется более привлекательным. Но, начнем постепенно отдаляться. Изначально понятие «красота» или «привлекательность» были неразрывно связаны с тем, что мы называем любовью или размножением, они служили помощниками при выборе пары. Если говорить про животных, то на ум сразу приходят и яркое оперение, и закрученные рога, и узорчатые крылья, а если вернуться к человеку, то тут можно вспомнить, например, про симметрию и целесообразность. Ведь при выборе партнера мы всегда обращаем внимание, если ни на его внешность, то, по крайней мере, на его внешний вид и поведение. Нам нравятся умные и сильные личности — потому, что они обладают важными приспособительными качествами. Когда я искала информацию на эту тему в интернете, то наткнулась на интересную статью психолога Алины Брюховой, которую хочу процитировать, — «Согласно эволюционному подходу, люди считают привлекательными симметричные лица. Это говорит о том, что индивидуальное развитие прошло успешно, без каких-либо значимых отклонений и считывается, как признак здоровья. “Усредненность” лица демонстрирует хорошую приспосабливаемость к различным изменениям среды и способность не сильно выделяться среди популяции, что обеспечивает защиту. Высокое содержание в организме гормона эстрогена у женщин повышает выраженность половых признаков (проявление во внешности классических женских черт, молодость кожи и волос)».

Итак, мы выяснили, что привлекательность служит чисто утилитарным задачам, но что на счет эстетики, Красоты, в общем? А она тоже изначально была решением чисто практических задач, с ее помощью мы получили еще одну возможность оценивать окружающий мир. Как пример, мутная вода, что кажется нам менее привлекательной, нежели прозрачная, солнечная погода — более приветливой, в отличие от пасмурной, а плесень и кровь вызывают отвращение. Уже позже человеческий разум создал целую науку — эстетику, что должна была найти природу Прекрасного, сделать его не абстрактным и чувственным, а подчиненным нашему сознанию. Так человек открыл, например, композицию, гармоничное сочетание цветов, правильную технику наложения света и тени, перспективу и многое другое. Мы постоянно пытаемся все упорядочить, так уж устроено наше сознание, пытающиеся все систематизировать. Но, разве после того, как мы изучим какое-либо явление, сможем научно его определить, определить его причины и суть, разве после этого оно не потеряет свое очарование? Мы можем взять что угодно: красоту, любовь, дружбу, и попытаться найти этому чисто научное обоснование, и все вышеперечисленное мгновенно потеряет свое очарование. Нас, людей привлекает только то, что нам не понятно, то, в чем есть некая тайна, загадка, а то, что нам уже известно — нас не интересует. Тем не менее, люди не могут просто созерцать, просто наслаждаться, нам нужно переводить все на понятный нам язык, нужно постоянно что-то изменять и осмыслять — это, как известно, и отличает человека от животного, то есть, является априорной основой его натуры. И в животном мире существует понятие «привлекательность», но человек расширил это понятие, систематизировал, а потом и разрушил. И правда, разве нашему разуму не доступна так называемая «уродливая» Красота? Разве, когда мы срываем маску с Прекрасного, нас не накрывает волна отчаяния и разочарования? Разве, мы не пытаемся продолжить деструктивную черту нашего существа уже не только в сознательной, но и в творческой деятельности? Таким образом появляется, так называемая, декадентская эстетика.

Подводя итоги, в конце я пришла к выводу, что человек может либо восхищаться прекрасным, вливая содержание во внешнюю форму, либо может также отрицать красоту, как еще одну утилитарную выходку нашего разума, но, в конце концов, когда ни привычное обожание, ни сложное отрицание не удовлетворяют наши запросы, нам остается только одно — находить Красоту не в Прекрасном и, а в Ужасном и Уродливом, в конце концов, разве философия эстетики включает в себя не только такие понятия, как возвышенное и величественное, но и безобразное и низменное?

Список литературы

1. Викисловарь: сайт. — URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/%D1%8D%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 12.09.24). — Текст: электронный.

2. Википедия: сайт. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0#:~:text=%D0%AD%D1%81%D1%82%D0%B5%CC%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20(%D0%BD%D0%B5%D0%BC.,%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B9%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F. (дата обращения: 13.09.24). — Текст: электронный.

3. Институт философии РАН: сайт. — URL: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/aest/aest_3/9.pdf (дата обращения: 14.09.24). — Текст: электронный.

4. Самарская газета: сайт. — URL: https://sgpress.ru/news/315702 (дата обращения: 15.09.24). — Текст: электронный.

NewArtSchool во ВКонтакте: сайт. — URL: https://vk.com/@newartschool-estetika-chto-eto-i-kak-naiti-svou#:~:text=%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D1%8D%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8,%D0%AD%D1%81%D1%82%D0%B5%CC%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20(%D0%BD%D0%B5%D0%BC. (дата обращения: 16.09.24). — Текст: электронный.

Козловская Екатерина Владимировна
Страна: Россия
Город: Нижний Ингаш