Принято заявок
2686

XII Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Душа театра

Пустой зрительный зал. Жуткое помещение, напоминающее бальный зал особняка, покрылось толстым слоем пыли. Со стен падает облупившаяся краска. Свисают тяжёлыми, пыльными лоскутами, портьеры. С потолков, опутывая хрустальную люстру своими сетями, свисает паутина. На первом ряду сидит режиссёр и хаотично размахивает руками. Расставлены декорации, но их никто не замечает. На сцене актёры. Они показывают слепой спектакль, смотрят то вперёд, то друг на друга пустым, мёртвым взглядом… Жуткое зрелище, не правда ли? Театр потерял главное для своей жизни, но что же?..

Наверное, главное в театре – это актёры. Без них не будет спектакля! Кто же будет играть роль, говорить реплики, показывать нам с вами настоящие эмоции и переживания? Эти люди могут играть любую роль, от волка из «Красной шапочки», до кузнеца Вакулы из произведения Гоголя «Ночь перед Рождеством». Благодаря им мы проникаемся смыслом произведения, которое видим на сцене.

Хотя, подождите… А как же режиссёр? Как же человек, без которого не обойдётся ни один спектакль? Тот, кто руководит актёрами, подсказывает, содействует им! Если бы не он, то спектакль казался бы «сырым» и непонятным. Режиссёр руководит всем, что происходит на сцене, а значит, всё, что мы видим, слышим, чему мы удивляемся и чем восхищаемся, чему восторженно аплодируем, принадлежит по большей части ему. Актёр ведь – это только сыграть (пусть даже и отлично), а режиссёр – это и придумать, и научить, и помочь…

Но ведь есть ещё и множество людей, которые создают спектакль, помогают ему состояться. Это осветители, которые, как спасительные сторожа маяка в бескрайнем океане театра, направляют свет на путников – актёров, указывая им правильную дорогу. Ещё есть сценаристы, которые усердно пишут о судьбе, чувствах, переживаниях каждого персонажа. Костюмеры, которые создают каждому актёру неповторимый облик, помогая ему вжиться в роль, а нам подробнее узнать каждого героя, словно зритель и персонаж знакомы уже много лет.

«Как же сложно! Кто главный в театре?» – подумаете вы. А я вам отвечу. Всё делается для нас, зрителей. Актёры не просто так играют свои роли, режиссёр, не от скуки ставит спектакль, а осветители, костюмеры, гримёры и другие жители театра не без причины работают над спектаклями.

А ведь и правда, именно зритель главный в театре. Он – его душа. Зритель смотрит спектакли, наслаждается ими и побуждает всех работников театра делать свою работу. От того, насколько зритель откликается на действо сцены, зависит удовольствие всех сотрудников театра от проделанной работы и их мотивация к дальнейшему творчеству. Под бурные овации рождаются новые творческие замыслы и идеи. Если бы театр потерял зрителя, то он был бы мёртв, и мы бы видели то ужасное зрелище, о котором я говорил в начале эссе.

Конечно, современный театр не потерял зрителя. Люди приводят в театр своих детей, они – своих, и так поколение за поколением. Сейчас театр не стоит на месте, а следует за новшествами современного мира. Появляются всё новые и новые его виды. Например, иммерсивные театры, когда зритель сам участвует в спектакле, и тем самым находится под эффектом полного погружения, или хореографические, акробатические театры, или даже театры с песочной анимацией. Но классический театр всё равно не теряет свою популярность. МХАТ, Мариинский театр, и, конечно же, Большой театр в Москве, в котором, как и в Мариинском, и во МХАТе всегда аншлаги. Люди вновь и вновь заходят в торжественное помещение, отливающее красным и золотым, где с потолка озаряет весь зрительный зал большая хрустальная люстра, где вновь и вновь под радостный трепет и аплодисменты зрителей открывается занавес. Театр живёт вместе со зрителем. И театр будет жить, пока у него есть зритель!

 

 

Кузьмин Никита Сергеевич
Страна: Россия
Город: Казань