XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
«Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному»

Кинематограф возник еще в конце 19 в. Наряду с прогрессом техническим происходил интенсивный процесс развития искусства кино, которое выросло в разветвленную и вполне самостоятельную отрасль культуры. Кино наряду с собственными художественными средствами широко и свободно пользуется выразительно-изобразительными средствами других искусств. Так игра актера, построение сцен сближают кино с театральным творчеством. Музыка, органически входящая в художественную ткань фильма, создает эмоциональный фон. Однако наиболее крепкими и многообразными являются его связи с художественной литературой. Крупнейшие мастера кино неизменно опираются на многовековой опыт классической литературы, как «человековедения».

Лучшие ленты отечественных специалистов, наиболее глубоко и полно воплотившие литературный замысел автора, стали новым эстетическим звеном, связующим читателя и книгу.

Первыми опытами экранизации русской классической прозы в эпоху «немого кино» были фильмы режиссеров Владимира Гардина («Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Накануне») и Якова Протазанова («Бесы», «Пиковая дама», «Отец Сергий»).

Во второй половине XX века сняты фильмы по романам Л.Н. Толстого «Война и мир», «Анна Каренина», М.Ф. Достоевского «Братья Карамазовы», М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Экранизировать классику берутся разные по взглядам, манере режиссеры.

Разные режиссеры, разные эпохи, но герои одни на все времена.

Так, например, сняты четыре киноверсии по произведению М.А. Шолохова «Тихий Дон». Всем известен сюжет романа, в котором повествуется о непростой судьбе донского казака Григория Мелехова, чья жизнь оказалась неразрывно связана с переломными для России историческими событиями — Первой мировой войной, Октябрьской революцией и Гражданской войной. Любовь к родной земле, женщине, уважение к старшему поколению, необходимость свободы – вот те главные ценности, которые показал в романе автор. Удалось ли режиссерам в своих экранизациях передать идею автора, дух того времени, а главным героям — всю силу противоречивых чувств.

Первая проба экранизировать роман «Тихий Дон» была сделана в 1931 году, когда Михаил Шолохов написал еще только две книги. Режиссеры Ольга Преображенская и Иван Правов сняли по своему сценарию немую версию произведения, а сам автор выступал в качестве консультанта. Выбор из многочисленных сюжетных линий романа только одной — любовной — для того времени понятен. У фильма был трудный путь к зрителю – с приговором «любование бытом казачества», «внеклассовость и отсутствие поддержки революции», ленту запретили, режиссеров изгнали из Ассоциации работников революционной кинематографии с формулировкой «за потакание мелкобуржуазным вкусам классово чуждых зрителей».

И только спустя 20 лет об эпопее вновь вспомнили. В 1955-1958 годах снял киноэпопею Сергей Герасимов. Для него это была история о переломном времени, причинах революционной смуты. Казаки показаны в ситуации, когда им необходимо сделать выбор между сторонниками и противниками революции. Сценарий режиссера одобрил сам Шолохов, и Герасимов приступил к работе над трехсерийным цветным фильмом. Тщательно подбирался исполнительский ансамбль фильма, серьезный кастинг был проведен не только на главные роли, но и на роли второго плана. В итоге в съемках картины приняли участие великолепные советские актеры: Элина Быстрицкая, Петр Глебов, Людмила Хитяева, Зинаида Кириенко, Борис Новиков, Михаил Глузский, Игорь Дмитриев, Николай Смирнов, Петр Чернов, Вадим Захарченко, Михаил Васильев, Александр Шатов и другие. В массовых сценах были задействованы местные казаки, а актеры почти все свободное от съемок время проводили среди станичников, общаясь с ними и перенимая их манеру говорить, жесты, походку.

Герасимов подробно брал каждую сцену, рассматривал с чувством, с толком каждую клеточку. Скрупулезно занимался характерами, одеждой, декорациями, обычаями. Так, например, Элине Быстрицкой для роли Аксиньи необходимо было заметно поправиться, что актрисе удавалось с трудом. Кроме того, ее изящные, «городские» руки мало походили на сильные, привычные к тяжелому крестьянскому труду руки ее героини. Поэтому Быстрицкая перед съемкой эпизодов с ее участием занималась стиркой белья вручную и ходила с коромыслом на Дон за водой.

Первым зрителем картины стал автор романа «Тихий Дон» Михаил Шолохов. В станицу Вёшенская, где жил писатель, привезли копию только что смонтированного фильма, и Шолохов посмотрел сразу все три серии. После просмотра экранизации своей книги Шолохов сказал: «Я рад, что фильм идет в одной дышловой упряжке с моим романом».

В 1958 году фильм «Тихий Дон» был удостоен премии «Хрустальный глобус» на Международном кинофестивале в Карловых Варах (Чехословакия) — «За создание широкой панорамы жизни народа», диплома Международного смотра фестивальных фильмов в Мексике с формулировкой «За эпическую высокохудожественную форму выражения народной трагедии, за прекрасный артистический ансамбль и высокое качество цвета», диплома Гильдии режиссеров США лучшему иностранному фильму года, премии «За лучший цвет» на Всемирной выставке в Брюсселе. На Московском международном кинофестивале картина завоевала первую премию, а ее создатели — режиссер Сергей Герасимов, оператор Владимир Рапопорт и исполнитель главной роли Петр Глебов — были отмечены персональными премиями.

В 1992 году Сергей Бондарчук снял телевизионную версию «Тихого Дона». Из-за проблем с авторскими правами и других трудностей до зрителя картина дошла лишь в 2006 году, уже после смерти режиссера. Григория и Аксинью в фильме Бондарчука сыграли англичанин Руперт Эверетт (Rupert Everett) и француженка Дельфин Форест (Delphine Forest). Также в киноэпопее заняты Наталья Андрейченко, блестяще сыгравшая Дарью, Борис Щербаков, исполнивший роль Степана, Владимир Гостюхин, выступивший в роли Петра, Андрей Руденский, сыгравший Евгения Листницкого, сам Сергей Бондарчук исполнил роль генерала Краснова, а его жена актриса Ирина Скобцева — роль матери Григория. В картине русские актеры заметно отличаются от европейцев, они разные — соединение тех и других дало фильму необычную тональность и необычную палитру, фильм зазвучал многоголосым аккордом, разнородное соединилось в гармонии.

«Тихий Дон» С.Бондарчука несет на себе отпечаток времени, ведь создавался фильм в эпоху 90-х годов – перестройки, когда отсутствовало государственное финансирование, и С. Бондарчук был вынужден принять условия итальянских продюсеров. Из-за перерасхода бюджетных средств итальянская студия «Чинченита», где проходил монтаж фильма, объявила себя банкротом, и все рабочие материалы картины были конфискованы банком-кредитором в 1992 году. И только 7 ноября 2006 года на Первом канале состоялась премьера российского фильма «Тихий Дон».

Фильм «Тихий Дон» Сергея Бондарчука выполнил одну из своих основных задач – открыл классическое произведение Михаила Шолохова для молодого поколения, воспитанного в основном на американских боевиках.

Последняя на данный момент экранизация романа Шолохова «Тихий Дон» была снята режиссером Сергеем Урсуляком. Перед режиссером стояла очень непростая задача — сломать стереотипы сложившиеся после выхода в свет картины Герасимова. Он не мог пойти по стопам имеющихся экранизаций, это было откровенным провалом и жалкой пародией, он должен был создать нечто новое, не похожее и запоминающиеся. Режиссер смотрит на все события сто лет спустя и имеет право уже что-то понять, чего мог не понимать и сам Шолохов, чего не понимал Герасимов.

В сериале С.Урсуляка главные роли исполняют молодые актеры. Григория Мелехова играет 31 летний Евгений Ткачук (против 42-летнего Петра Глебова), а Аксинью играет 22-летняя Полина Чернышева (против 29-летней Элины Быстрицкой). Это и отличает последнюю экранизацию романа. Но, не смотря на молодость, герои смогли передать все палитру чувств.

В сцене сватовства Натальи Дарья Урсуляк смогла так ярко показать влюбленную девушку невесту, что зрителю стало понятно все обо всех счастливых невестах мира и стало понятно, почему матери плачут, почему счастливых невест много, а жен мало, и почему, несмотря на этот очевидный факт, все с таким умилением и надеждой смотрят на таких невест! Перед нами окрыленная Наталья! Фильм берет за душу, заставляет сопереживать героям со слезами на глазах.

Сергей Урсуляк правдоподобнее показывает ужасы революции и гражданской войны. Он объективен до такой степени, что даже не пытается обелять белых офицеров. В четвертой экранизации «Тихого Дона» уже звучит долгожданная правда о казачестве. Присутствие в фильме элементов кинохроники очень актуально и органично.

Фильм режиссеров Ольги Преображенской и Ивана Правова уникален тем, смогли передать в рамках немого кино всю сложность чувств, характеры героев.

Сергей Бондарчук сумел передать именно трагедию «Тихого Дона» так, как и писал Шолохов.

Экранизация Герасимова близка и понятна поколению, которое лучше всех знает: быт казаков, как они играли свадьбы, воевали. Фильм заслуженно считается одним из шедевров отечественного кинематографа, чья художественная ценность, глубокий драматизм и мастерство воплощения замысла его создателей принесли ему мировую славу и неослабевающую любовь вот уже нескольких поколений зрителей.

Фильм С. Урсуляка — это видение истории сегодняшними глазами. Он приурочен к 110-летию со дня рождения Михаила Шолохова. Прошло немало лет, когда герои романа «Тихий Дон» любили, ненавидели, воевали. А проблемы остались не решенные. Режиссера пугает готовность к гражданской войне. Когда достаточно какого-то повода – и люди начинают делиться на своих и чужих, друзей и врагов. Пугает эта готовность найти врагов внутри собственного дома, внутри одной семьи, хутора, города, страны.

Современная экранизация Урсуляка достойный пример, чтобы картину посмотрело молодое поколение.

Подходы режиссеров к экранизации романа М. Шолохова «Тихий Дон» отражают время и обстановку в стране, когда они создавали свои киношедевры.

Безусловно, прав Григорий Мелехов: «Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному». Стоит ли сравнивать экранизации романа М. Шолохова «Тихий Дон»? Когда читаешь книгу, у каждого воображение рисует «своих» Григория Мелехова и Аксинью Астахову. Кто может знать наверняка, какими они должны быть. У каждого режиссера свое видение картины.

Ермилов Павел Александрович
Страна: Россия
Город: Новокузнецк