Принято заявок
2688

XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Дневник одного художника

«Лучше ничего не говорите» — прочитал я на обратной стороне холста и по моим щекам потекли слезы.

Перед вами история о том, как одна ученица дала мне возможность поверить в себя и осознать кое-что настолько важное, что это полностью перевернуло мою жизнь.

С самого детства я любил рисовать. Моя семья восхищалась моими пейзажами и натюрмортами настолько, что все стены в нашем большом доме были увешаны моими работами.

В 18 лет я поступил в художественную академию. Сдал вступительные экзамены на высокий балл, а во время обучения преподаватели восхищались моими картинами, я был лучшим в моей группе. Но несмотря на это у меня было чувство, что в моих работах нет живости, чувств, но ничего не мог с этим поделать. Эта мысль каждый день преследовала меня.

17 июля 1967 год. Мне 24. Я купил на накопленные деньги свою мастерскую. Рисую каждый день, благодаря чему добился высокого мастерства в живописи. Но мои картины никто не покупает. Денег нет. Я не знаю, что мне делать.

23 декабря 1967 год. Решил устроиться преподавателем в художественную академию. Уже работаю полгода. Мои ученики часто пропускают мои уроки. Они будто являются отражением меня, ведь у них тоже нет искры в глазах. Есть пару хороших ребят, но они также губят свой талант. Спрашивал у коллег как привить любовь своих учеников к предмету — никто не знает, ведь преподавание и наставничество — это отдельное искусство.

18 января 1968 год. Ректор сказал, что в мой класс переводят новую девушку. Мне без разницы, потому что скорее всего она тоже будет пропускать мои уроки

19 января 1968 год. Сегодня впервые увидел свою новую ученицу: она очень скромная, ей явно не хватает уверенности, но боже мой, вы бы видели, как она рисует. Каждый ее взмах кисточкой наполнен жизнью. Вспомнил себя в детстве, когда мои глаза загорались при виде масляных красок в грязных тюбиках. Вернуть бы это время…

24 марта 1968 год. Прошло три месяца с последней моей записи в дневнике. Удивительно, но мне стало нравится ходить на работу, ведь наконец-то у меня появился ученик, которому я от всего сердца могу отдать свои навыки и знания. Я приятно удивлен, что моя ученица не пропускает мои уроки, в отличие от всей остальной группы. Вижу в ней потенциал, но она будто бы боится допустить малейшую ошибку. Не знаю, как доказать ей то, что у нее есть все шансы стать известным художником, в отличие от меня…

4 мая 1968 год. Сегодня Она спросила меня: «Почему я никогда не видела ваши картины на выставках? Вы ведь настоящий мастер своего дела». Я улыбнулся и молча пожал плечами. Придя, домой я расплакался, ведь я сам не знаю почему. Возникло желание уйти с академии, ведь из-за работы я совсем перестал бывать в своей мастерской и соответственно ничего не рисовал.

12 мая 1968 год. Сегодня был на грани, чтобы не написать заявление об увольнении, но я вспомнил её. Возможно, она начала догадываться о моем решении, было видно, что ей грустно от этого. Я не позволю себе оставить такого ученика, хочу научить её всему, чему сам умею.

25 октября 1968 год. Она стала пропускать мои уроки, а когда приходила, то была очень грустной. В ее глазах пропал тот огонёк, я четко понял это по её работам. Мне очень жаль.

31 октября 1968 год. Увидел ее сегодня на перемене в коридоре академии. Я спросил, почему она редко появляется на моих уроках, а в ответ она расплакалась, сказав, что просто пропало желание рисовать. Мне так захотелось ей помочь, поэтому я спросил, помнит ли она, как спрашивала меня, почему моих картин нет на выставках. Она посмотрела на меня с удивлённым выражением лица, и я добавил: «Ты пользуешься красками, но пишешь чувствами. Я передал тебе свои знания, но ты дала мне намного больше — любовь к своей работе и осознание того, что я могу быть хорошим педагогом». Она улыбнулась, пожала мне руку и ушла домой, хотя у нее были еще пары. Я молча смотрел ей вслед и улыбался, ведь наконец-то понял, какой отпечаток оставила эта ученица в моем сознании.

7 ноября 1968 год. Уже неделю я не вижу ее ни на своих уроках, ни в самой академии. Я не понимаю, что случилось.

Не хочу приходить на работу и видеть свой пустой кабинет.

9 ноября 1968 год. Сегодня узнал, что ее семья не может платить за академию, поэтому ее отчислили. Раздумываю над тем, чтобы самому оплатить ее обучение, хотя тогда у меня не останется денег на пропитание…

14 ноября 1968 год. Снял все деньги со своего счёта и оплатил ей всё обучение в академии. Глупо ли это? Не знаю. Я хотел, чтобы она не знала о моем поступке, ведь благодаря ей, я понял, что мое призвание не писать свои картины за счет накопленного опыта, а передавать этот опыт кому-то, а такое нельзя купить ни за какие деньги.

26 ноября 1998 год. Прошло 30 лет. Мои картины стали покупать, поэтому я мог уйти от преподавания, так как денег хватало, но я остался.

А Она окончила академию с отличием и переехала за границу. Ее работы часто мелькают в галереях и модных журналах, я сразу их узнаю, ведь в каждой ее картине я нахожу приемы, которые я ей когда-то показывал. Я очень горжусь ей, потому что я вырастил ее талант, не дал опустить руки.

17 января 1999 год. Разбирался в своей мастерской. Нашел ее картину на холсте и тут я понял, что как учитель я продолжался в каждом ее наброске, черновике. Я так четко увидел себя. Захотелось ей позвонить, но не знаю, вспомнит ли Она меня…

19 января 1999 год. Всё-таки, решил ей позвонить. Монотонные гудки всё больше и больше нагоняли сомнения, уже хотел положить трубку, но она ответила на звонок. Её голос изменился, стал намного уверенней. Я понял, что я, простой преподаватель живописи, дал возможность обычной девочке реализовать себя на все сто.

16 февраля 1999 год. Из Америки она прислала мне свою картину на огромном холсте, но я не нашел на лицевой стороне ее подписи, тогда я перевернул картину и на изнанке увидел надпись: «Лучше ничего не говорите. Я знаю, что 34 года назад это вы оплатили мне обучение». Забавно, что из всей академии только я подписывал картины на обратной стороне, а не на лицевой, как это делают обычно. Моё лицо озарила улыбка. По моим щекам потекли слёзы от осознания того, что я изменил чью-жизнь в лучшую сторону…

Возможно, я не реализовал себя, как очень знаменитый художник, но я реализовал себя как преподаватель-художник, который вдохновляет своих учеников стремиться к большему. Моя гордость находится в моих студентах. Я не жалею, что когда-то отдал последние деньги, чтобы оплатить обучение своей ученице, ведь взамен получил намного больше, чем я ей дал. И не жалею, что пошел работать в академию, ведь не только мои картины наполнились красками, но и вся моя жизнь.

Давид Царегородцев Дмитриевич
Страна: Россия
Город: Екатеринбург