Принято заявок
2685

XII Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Дао Дэ Обломов

Одним прекрасным летним днём мужчина, возраст которого было затруднительно определить, лежал и сладко-пресладко посапывал на мягкой кровати. Его рабочий день по расписанию должен был начинаться в одиннадцать часов утра, но, как это по обыкновению бывало, он приоткрывал глаза не раньше обеденного времени. Никто до сих пор точно не знает, что особенного произошло именно в тот день: то ли преданный своему начальнику секретарь перед сном заварил и подал слишком крепкий чай, то ли звуки восточной скрипки эрху, доносившиеся до молодого (а может и не очень молодого) человека, защекотали его уши и заставили очнуться ото сна. Но не привыкший пробуждаться путём напряжения мышц живота мужчина резко вскочил и чудеснейшим образом оказался уже одетым и пребывающем на рабочем месте. На нём была накрахмаленная белая рубашка с жёлтым пятном размером с муху прямо на воротнике, немного скомканный галстук в горошек и помятый фрак. Его взгляд упал на именную табличку, гласившую «Директор ООО «Как же лень»». Он вздохнул и подумал: «Эх, как точно сказано…». Именно в этот момент уже следовало протяжно кричать: «Чаю!», но одна загадочная папка, аккуратно лежавшая на письменном столе и внушавшая директору сего заведения желание нарушить привычный порядок дел, привлекла внимание героя. Он взял её и прочитал: «Дело Ильи Ильича Обломова». Внизу он заметил загадочный чёрно-белый символ. А затем прищурил узкие глаза: «Да это же тот самый, про которого сам Гончаров писал! Неужели мои сотрудники отыскали его и заявили о вакансии в мою самую что ни на есть ленивую организацию?» С благоговением развязав слегка засаленную верёвочку, наш герой стал читать весьма любопытную характеристику:

«Илья Ильич Обломов — главный герой романа И.А. Гончарова «Обломов». Тридцать три года отроду, живёт на Гороховой улице Санкт-Петербурга, имеет в распоряжении слугу Захара. Ведёт неторопливую и отшельническую жизнь, большую часть времени лёжа на диване. Из особых примет имеет широкий восточный халат. Любит сирень. Была попытка отказа от бездействия под влиянием друга детства Андрея Штольца и возлюбленной Ольги Ильинской, но после разрыва с Ольгой возвращается к прежнему образу жизни. Сейчас проживает вместе с Агафьей Пшеницыной. При моём посещении постоянно восхищался её локтями. На вопрос «Что его погубило?» даёт ответ: «Обломовщина…». Обладает таким качеством, как лень. Считаю, что данная персона по праву может стать членом ООО…».

Не успел он дочитать до конца предложение, как послышался удар гонга, в ноздри ударил сильный запах лотосов и магнолии, в глазах затемнело, и перед ним закружился тот самый чёрно-белый знак. Герой погрузился в сон…

«Где я? В какой уголок земли перенёсся я?» — промелькнуло в мыслях у испуганного директора. Он попытался уловить потерянную мысль, но вместо этого нашёл то досье и заново с рвением принялся за чтение, но с каждым новым словом смысл будто ускользал, а вереницы букв преображались в причудливые рисунки, которые просто невозможно было расшифровать. Его ум был занят размышлениями:

«Но ведь Илья Ильич — чудесный человек… Конечно, я не могу его оправдывать, но даже сам Гончаров наделил героя удивительной способностью: чем более мы узнаём Обломова, тем больше симпатии и сочувствия он вызывает. И что же такое обломовщина? Откуда растут её корни?».

Тут директор ни с того ни с сего нашёл в себе силы подняться и найти на столе книгу под названием «Словарь русского языка для самых ленивых чайников». Сначала он стал искать определение среди слов на букву «А», но вовремя опомнился и продолжил разыскивать выражения на букву «О». Попытки были тщетны, он захлопнул книгу, но теперь обложка гласила: «Философия У-вэй». Что же это такое?

В его голове всплыли воспоминания о статье Н.А. Добролюбова «Что такое Обломовщина?». И это неудивительно, ведь мы, опираясь на мнение критика, привыкли думать, что Илья Ильич — это типичный представитель русского народа, отличающегося ленью и апатией. Однако возможной основой составления образа главного героя является китайское религиозно-философское учение даосизм, а именно принцип «У-вэй», предполагающий «отсутствие деяния». Недеяние не означает бездействие, а подразумевает отсутствие деятельности с особыми целями и прилагаемыми усилиями. Некоторую схожесть имеет Обломов с Лао-Цзы — древнекитайским философом, основоположником даосизма. Его имя переводится как «старый младенец». А И.А. Гончаров уже в начале романа сравнивает Обломова с младенцем. Один читатель, возможно, увидит в этом беспомощность и детскую непосредственность героя и скажет про него: «Добряк должен быть, простота». Читатель «поглубже и посимпатичнее» задумается и…

Конечно, обратит внимание на тот самый «настоящий восточный халат», апофатическое описание которого («без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без талии») усиливает близость его образа жизни к древней азиатской философии. Подчёркнутая поношенность одежды, но в то же время сохранение «яркости восточной краски и прочности ткани» делают Обломова похожим на аскетов, проживающих жизнь «без излишеств» в монастырях и верных избранному пути. А «длинные, мягкие и широкие» туфли, в которые беспрепятственно проскальзывают ноги Ильи Ильича, словно «по фэншую» вписаны в интерьер места уединения героя.

Конечно, можно подумать, что мы присваиваем «лежанью» Ильи Ильича философско-нравственный характер и нарочно оправдываем его безделие, например, таким занятием, как созерцание. Но обратимся к трактату учения «Дао Дэ Цзин», который повествует нам о мироздании и способах познания самого себя. Книга состоит из двух неразрывно связанных частей: Дао и Дэ. Дао означает «путь» и является одной из основополагающих категорий в даосизме. Это высшее состояние бытия, определяющее его суть. Дэ — это нравственная сущность в самом начале Дао. Получается, что Дао выражает себя через Дэ, т.е. Дэ является носителем бесконечного пути Дао. Если проводить аналогию с романом И.А. Гончарова «Обломов», то понятие «Дао» соотносится с восточным халатом, который при этом в тексте является всего лишь художественной деталью, а понятие «Дэ» — это и есть центральный образ Обломова. Когда Обломов решает нарушить созерцательную пассивность и снимает с себя свой халат (сходит с Дао), то это приводит к разрушению обеих систем. Тем самым подтверждается наличие смысла в ходе следования принципу У-вэй, целью которого является слияние с Дао и нахождение той гармонии, которая не позволит разбить священный сосуд под названием «Мир».

Также согласно данной концепции, у всего, что существует во Вселенной, есть свои начало и конец. Однако важно дополнить, что все материальные вещи начинают движение к концу своего существования, чтобы, завершив жизнь, вернуться к началу. Так создаётся одно из положений даосизма о вечности того, кто следует Дао. В романе это убеждение прослеживается на двух уровнях: в образе Андрюши — сына Ильи Ильича Обломова и Агафьи Матвеевны Пшеницыной, а также в кольцевой композиции. Такой вид повествования объясняет идею о цикличности жизни, так как финал произведения предполагает продолжение, а точнее возвращение к исходу.

Обломов оказывается центром всего действия сюжета, своим бездействием подчиняя остальных героев романа. Так называемым последователем самого Ильи Ильича, продолжателем идей легендарного Лао-Цзы можно назвать Льва Николаевича Толстого, который известен своим учением о всеобщей любви, нравственном саморазвитии и непротивлении злу насилием. Оно базируется на даосизме и имеет многие пересечения в основных убеждениях. У писателя есть книга под названием «Неделание», где утверждается, что неделание — это не бездействие, а отказ от совершения ненужного, что приближает всё человечество к гармонии с природой и всеобщему согласию. «Получается, что и Л.Н. Толстого, и Обломова, и даже меня вполне возможно назвать восточными мыслителями, которые своим созерцанием сохраняют единство целого мира!» — наконец осенило нашего героя.

Внутри него что-то вдруг защекотало. Он лениво почесал живот и почувствовал, что прежнее одеяние исчезло. Теперь же широкий восточный халат покрывал мягкое тело, и окружали его стены традиционной китайской усадьбы. На одной из них величественно возвышался символ «инь и ян». Он сидел на скромной циновке за круглым столом, а перед ним лежала книга в удивительном переплёте с изображённым восточным мудрецом, но что-то знакомое или даже скорее «обломовское» прослеживалось в его созерцательном взгляде и кроткой улыбке. А под этим изображением золотились изящные иероглифы, которые в один момент стали понятны нашему герою, и они гласили: «Когда человек дойдет до неделания, то нет того, что бы не было сделано».

Плотнова Татьяна Алексеевна
Страна: Россия
Город: Нижний Новгород