XII Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 10 до 13 лет
Cultura petrificata

Почему так интересно оглядываться назад, вспоминать, изучать, исследовать давно минувшее? Потому что мы живем в удивительном месте. Наш Крым – это неиссякаемый источник для любознательных, ищущих, неспокойных.

Осенью прошлого года нам с друзьями предложили стать участниками нового исследовательского проекта «Cultura Petrificata», то есть «окаменевшая культура», если перевести название с латыни. Нам показалось, что одно только это словосочетание обещает прикосновение к истокам, встречу с неведомым и загадочным, поэтому мы тут же согласились. Как оказалось, не зря.

Наш экскурсовод – он же и автор проекта, – археолог, историк и краевед, влюблённый в Крым и его историю, воодушевил нас провести череду выходных на крутых подъёмах и спусках гор Бахчисарайского района. Предметом нашего исследования в рамках проекта стали «пещерные города», уникальные памятники истории и культуры средневекового Крыма.

С первой минуты у нас появилась масса вопросов. Почему эти города возникли в Крыму? Почему именно в этих горах? Как в них жили? Чем занимались? Как оборонялись? Почему люди отсюда ушли?

Появилось и первое легкое разочарование. Оказывается, «пещерные города» – вовсе не города и вовсе не пещерные. Их название – всего лишь результат меткого определения, случайно брошенного в XIX веке восхищёнными туристами, которые впервые увидели отвесные скалы, изрытые рукотворными пещерами. На этих вершинах, безусловно, были и городища, но не только. Среди « пещерных городов» встречаются монастыри и крепости, а в пещерах люди не жили – они использовали их только в хозяйстве или для обороны.

Но всё это, надо сказать, придало нашему проекту ещё больше загадочности: мы идём в города, которые не города. К тому же, наш проводник сразу обратил нас в свою веру – веру в исключительность, неповторимость, уникальность Крыма, его истории и богатой многонациональной культуры. С каждым новым походом мы укреплялись в мысли, что это чистая правда. «На месте Москвы ещё лягушки квакали, а здесь люди уже Богу молились!» – так заявил нам настоятель Благовещенского мужского монастыря, который мы посетили во время нашего похода на Мангуп-Кале. Даже представить сложно, что история «пещерных городов» начинает отсчёт от III века нашей эры с появления первых, ещё не укреплённых поселений. Крым – а особенно его горная часть, где и находятся «пещерные города» – всегда был «плавильным котлом», в котором формировалось культурное, религиозное и национальное разнообразие полуострова. Не обошла эта особенность и «пещерные города», где мы сможем найти присутствие сразу нескольких религий. Например, до 1475 года часть «пещерных городов» входила в состав православного княжества Феодоро с центром на Мангуп-Кале, а город Чуфут-Кале в середине XV века стал первой столицей Крымского ханства, где главной религией был ислам.

***

Оказывается, существует два вида туристов: «матрасники» и «походники». «Матрасник», по словам нашего руководителя, – это обуза любой группы, раб цивилизации, который без особой охоты бредёт по туристическому маршруту и регулярно останавливается, чтобы сделать селфи. «„Матрасников“ у нас в группе не будет», – таким было заявление нашего экскурсовода перед первым походом. Судя по тому, что мы сходили уже в десять походов, смею предположить, что мы всё-таки относимся к сообществу «походников», и это не может не радовать.

За два-три похода мы превратились в организованный, дисциплинированный и ответственный коллектив, ведь у нас была общая цель – исследовать, изучить и понять наш любимый Крым.

Всего «пещерных городов» одиннадцать: Эски-Кермен, Мангуп-Кале, Чуфут-Кале, Кыз-Кермен, Тепе-Кермен, Сюйреньская крепость, Качи-Кальон, крепость Каламита, Бакла, монастыри Шулдан и Чилтер-Мармара.

 Далеко не каждый из них хорошо изучен – на одних ведутся археологические раскопки, а другие ещё только ждут своего часа!

Когда мы только начинали заниматься этим проектом, я думала, что «Cultura Petrificata» – это просто красивое словосочетание, но потом я поняла кое-что ещё. «Окаменевшая культура» – это культура безмолвная, заключённая в камень. Заколдованная, как в какой-нибудь сказке. Ну а наша задача – расколдовать её, освободить из камня и вернуть к жизни. И тогда она расскажет обо всём сама. Я уверена, у нас это получится.

 

Матушкина Кира Вадимовна
Страна: Россия
Город: Симферополь