Принято заявок
2558

X Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Что есть слово?

«Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Бог создал человека по своему образу и подобию, наградил великой силой – речью. Проявление веры – не мысль, а слово, потому что словом можно побороть мысль. «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «Перейди оттуда сюда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас». «О человеке говорят не слова, а поступки» — довольно понятная и очевидная истина, но слово можно рассматривать как самый сильный и правдивый поступок, который может совершить человек. Слово – свобода выбора, возможность творить, которая и отличает человека от зверей и машин. Конечно, инстинктивный язык есть и у многих зверей. В чем же тогда разница и почему мы не можем говорить с животными? Звериный язык нужен только для передачи жизненно необходимой информации. Слово становится осмысленным с появлением чувств, которые находят выражение в лишних для зверей словах — «словах-паразитах».

Мюзикл «Слова-паразиты» от «Дайте танк!» рассказывает историю появления таких слов у животных. В первую очередь можно провести аналогию с теорией эволюции. Могли ли люди дойти до речи самостоятельно? Повторили ли бы они финал этого произведения? Еще одну связь с религией создает изображение Кирилла и Мефодия в анимации, что тоже отчасти символизирует одновременную самородность и насажденность языка.

Изначально звери из «самого обычного» леса не были готовы к появлению в их жизни слова, которое несет за собой огромную ответственность. В первую очередь из-за этого возник грех пустословия, «посыпались отовсюду шум, гам, суета», и «даже немой карась со дна отпускал свои сальные шуточки пузырями». Появление слов-паразитов спровоцировала начало мысленного процесса, остановить который было почти невозможно. Это еще раз доказывать неправильность развития языка в лесу, так как человек, по воле Божьей или из-за эволюции, создал речь как производное мысли, в то время как у зверей «пути назад уже не было, революция началась». Из-за этого они не умеют говорить то, что думают и думают не то, что говорят. Это отражается и на истории Зайца, который обладает талантом, но не может им воспользоваться из-за скудности творческой мысли, поэтому пишет «стихи о стихах», чувствует боль невыраженных мыслей, поэтому пытается объяснить, «как нелегко иметь талант», будучи животным. Самый правдивый в этом контексте персонаж – Лось, который сразу понял, что «ему вовсе нечего сказать по теме», честно заявляет: «Я – обыватель, мне бы только поспать и покушать».

«Затеяли спор бобры, пока плотина давала течь; устроила белка бунт, она кричит: «Орех горчит!»». Споры, как неотъемлемая часть любого общения, появились и в этом лесу. Но мысли зверей были все еще инстинктивны, поэтому их дискуссии бессмысленны и безосновательны.

Лес превратился в информационный хаос, где «для контакта больше не ищут повода». «Постепенно слово стало оружием хуже яда». Неужели животные не поняли надвигающейся на них беды? Возможно, но «их намеренья благие тонули в галдящем стаде». Все три арии главных героев основаны на боли, которую персонажи испытывают из-за произошедшей революции. В результате «самый обычный лес» рушится прямо у основания, подобно Вавилонской башне. Однако в библейском сюжете людей спасло разделение на отдельные языки. В лесу же все пошло другим путем и привело к вымиранию говорящих зверей.

Позже у зверей проявилась гордыня. Осознав полученную силу, они решили, что всеведущи, и попытались объяснить все, в результате чего «обнаружился пробел в вопросе о смысле жизни», появилось еще больше вопросов, на которые они из-за звериного мышления не могут найти ответ: «Что такое справедливость? А свобода – это как?» Потом мысли переходят в диалог с провокационными вопросами: «Ты что, не любишь деревья? Ты что, не верен отчизне?», что отсылает нас к современной культуре отмены, где за слово можно убить и можно убить словом. «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь», «Что написано пером – то не вырубишь топором» — эти пословицы имеют смысл, но устное и письменные слова в любом случае не сравнятся по силе со словом цифровым. Культура отмены может достать самое давнее, забытое слово и жестоко наказать с помощью огромной массы людей.

Что же в итоге? Слово искалечило судьбы неподготовленных животных, привело весь лесной народ к опустошению моральному и физическому. Кто виноват? Звери, которые не научились по-человечески думать, Бог, допустивший такую ошибку, люди, которые могли занести в лес свою речь, беспощадный рок? Не так важно.

Как все началось, так все и закончится, судьба не терпит ошибок, а в пищевой цепочке нет места для аномалии. Эволюция отторгла инородное ей живое слово и стерла говорящих зверей с земли.

«Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

«Вначале было слово, и в конце будет слово.

Все повторяется, снова природа сурова.

Рот – это шрам от общения на лице.

В начале было слово и слово будет в конце.»

Романенко София Артуровна
Возраст: 17 лет
Дата рождения: 22.02.2007
Место учебы: Гимназия 1543
Страна: Россия
Регион: Москва и Московская обл.
Город: Москва