XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Чему должна учить школа будущего?

В наше время технологии развиваются очень быстро, многие профессии заменяются компьютерами и роботами, а некоторые и вовсе исчезают. Школы ищут новые методы воспитания и обучения подрастающего поколения, соответствующие всем потребностям современной жизни. Как у них получается? Давайте посмотрим.

Школы во все времена старались дать как можно больше знаний ученику. Иногда это у них получалось, а иногда – нет. К примеру, советская власть считала грамотность оружием в руках простого народа. Сразу же после прихода к власти одной из главных задач они поставили дать всему взрослому населению начальное образование. А обязательный иностранный язык, различные гуманитарные и точные науки – основы современных российских школ. В Москве и других городах создаются профильные классы, в надежде реализовать требования нового века. В одном из таких учусь и я, в профильном медиаклассе, который готовит учеников для специальностей журналиста, переводчика и ряда других, связанных с медиасферой.

Мир меняется так быстро, что уже сейчас школьная программа современных первых классов имеет значительные отличия от той, по которой учились нынешние одиннадцатиклассники. Даже по сравнению с нашими родителями, мы (молодёжь от 14 до 35 лет), переживая время на границе веков, совсем по-другому смотрим на мир. Попытки изменить образование предпринимались регулярно. Целью их была разработка индивидуального подхода к учащимся, увеличение доли практически полезных знаний в школьной программе.

Важные аспекты, которые стоит рассмотреть в начале, это мораль, идеалы и ценности. В среднем школьник проводит по 5-6 часов за партой, получая новые знания, а главное — социализируясь. Обучение оказывает на ребенка сильное влияние, принуждая его к социальному взаимодействию с другими людьми для достижения общих целей. Наградой за труд являются оценки — показатель уровня знаний и навыков учащегося.

Случалось, что живший вдали от людей человек, по разным причинам существовавший в дикой природе, попадал в руки представителей цивилизованного общества. Главным отличием дикаря от обычного человека было отсутствие социальных навыков и ориентиров: незнание языка, отсутствие морали и базовых для современного человека навыков, вроде использования бытовой техники. Разум — то, что позволяет человеку мыслить — дан нам с самого рождения. Однако, без правильного обучения и социального взаимодействия с другими людьми потенциал человека теряется, и он превращается в животное, превосходство над которым человечество подчеркивает на протяжении всей своей истории. Однако, прежде всего человека человеком делает не разум, а нравственность. Духовные ценности, мировоззрение и доброта предотвращают превращение человека в жестокого монстра.

“Не делай другому того, чего не пожелал бы для себя” — золотое правило морали слышал каждый. Большинство знаний и умений человека зависит от его установок, ценностей и идеалов. Если ребёнок живёт в неблагоприятной среде и не видит лучшего мира, понятно, что он не будет ни к чему стремится и будет жить как все в его окружении. Но только представьте: у ребёнка есть хорошие друзья в школе, или наставник в виде учителя, который поддерживает его. Общество, которое ценит все его достижения и помогает бороться со слабостями. Похоже на идеальный мир. Именно установленные с детства в мозге ребёнка установки и после их пересмотра в подростковом возрасте — вот, что создает личность. И школа, несомненно, оказывает на это огромное влияние, поэтому, и сейчас, и в будущем, все школы должны стремится к развитию индивидуальности у каждого ученика и следить за его социализацией в учебном пространстве.

За последний год я точно убедилась в двух вещах. Первое – семья, даже если не кровная, очень важна для каждого человека. Второе – без внеурочной деятельности из ребёнка можно вырастить только ведомого. Кто-то скажет, что в этом такого? И запишет своего ребёнка на кружок тхэквондо: чтобы у него силёнок прибавилось и защищаться мог. Но эти занятия будут воспитывать и дисциплинированность, и целеустремленность, и силу воли. Внеклассные занятия дают ребёнку некую свободу, возможность реализовать свой потенциал, поднять самооценку. Мне кажется, очень важно именно в школе определить и развивать интересы детей, необходимо помогать им претворять свои планы и мечты в жизнь.

Конечно, главное правило таких мероприятий – никакого принуждения для ребёнка. Если он заинтересуется чем-то сам, то сможет достичь больших высот в каком бы то ни было деле. Для меня внеурочной деятельностью стало волонтёрство, конкурсы и олимпиады. Участие в них очень помогло мне стать самодостаточной личностью. Не было рамок, я могла быть собой, никто не ставил оценки и не осуждал. Благодаря этому я набралась опыта и теперь стремлюсь к своей цели. Поэтому считаю, что всестороннее развитие детей как в школе, так и вне её стен, одна из задач школ будущего.

Почти все школьные системы мира строятся на получении знаний учениками, но не их применении. Одной моей учительнице из средней школы я очень симпатизирую. Она строит свои уроки так, что ученики используют реальные знания, множественно повторяя их на уроке. Даже если ты ничего не учишь, то на её уроках запомнишь много школьного материала, который расширит кругозор и поможет прожить в обществе. Кому не полезно узнать и запомнить свои права по конституции РФ? А ведь не многие их вообще знают.

Адаптивность учеников к процессу обучения и более индивидуальное обучение каждого ученика тоже важный критерий школы будущего. В новых школах ребёнок в процессе обучения не должен быть простым контейнером, в которого вкладывают знания, а быть полноценным участником образовательного процесса. Развивать свои сильные стороны и учиться компенсировать слабые, ходить в школу не потому, что «родители заставили», а потому, что хочется достичь чего-то большего.

Школа, на мой взгляд, является жизнью в миниатюре. Не зря первоклассники слышат: школа твой второй дом. Говоря это, взрослые подразумевают место, где тебе всегда рады, где ты чувствуешь себя, как рыба в воде.

Каждый ученик здесь, в школе, работает в одиночку и в коллективе, учится находить подход к разным людям, проявлять инициативу и брать ответственность на себя. Но, к сожалению, у всего есть недостатки. Неокрепшая детская психика вынуждена сталкиваться с большой нагрузкой и стрессом в стенах школы. К старшим классам объем как внутришкольной, так и «внешней» работы (курсы, репетиторы, прочие дополнительные занятия, домашние работы) занимают всё время, вынуждая его отказываться от личной жизни ради подготовки к экзаменам и их успешной сдаче. А сдача экзаменов для подростка кажется необходимым достижением для будущей «счастливой» жизни. Важно дать понять ребёнку, что его принимают любым – но в то же время не ослаблять хватку и помогать ему развиваться.

Думаю, имеет смысл подвести итог вышесказанного. Прежде всего школа будущего должна воспитывать личностей, а не безнравственных людей. Школьная программа же нуждается в адаптации под нужды жизни в современном обществе и гибкости. А для успешного развития гражданина своего государства, нужно поддерживать школьников и развивать их индивидуальность.

На этом всё. Пока никто не знает, какими будут школы будущего, но только мы сможем повлиять на них. Надеюсь, они соберут лучшие качества и будут воспитывать абсолютно новых людей для нового мира.

Дмитриевская Ульяна Николаевна
Страна: Россия
Город: Москва