XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Безразличие — страшное бедствие нашего времени

Я учусь в одиннадцатом классе. Мне и моим одноклассникам часто приходится слышать расхожую фразу: «Ах, эта современная молодёжь. Какая она жестокая и безразличная!» Так ли это? Всегда ли справедливы эти слова? И я решила провести небольшое исследование на эту тему. Когда, как, в каком объёме и в каких формах присутствует это понятие в жизни и в современной литературе.
Безразличие – это страшное бедствие нашего времени. В современном мире проблема отчуждения и равнодушия заострена. Не только молодёжь, но и люди постарше все чаще перестают обращать внимание на боль и проблемы остальных. Им не хочется брать ответственность за чужие проблемы. Такое поведение людей превращает наше общество в серую массу.
Безразличие – это страшная болезнь, которая все больше и больше распространяется по нашей планете, и к которой трудно найти вакцину. Но в чем же причины распространения безразличия? По моему мнению, это: постоянная озабоченность, недоверие друг другу и к окружающему миру, эгоизм, попытка защититься от жестокой действительности. Людям легче не видеть страдающих рядом людей и их проблемы.
Молодые люди часто жалуются на то, что они никому не нужны и никто им не помогает. Но они не замечают, что сами также относятся к другим. В этом и заключается актуальность данной темы.
Данная проблема поднимается во многих литературных произведениях. В произведениях М.А.Самарского «Притворщик» и «Сирота» описываются две разные ситуации. Но смысл их одинаков.
В рассказе «Сирота» мы читаем историю о том, как в класс главного героя приходит новенький. Он оказывается сиротой, поэтому одноклассники над ним подшучивают, в том числе и сам рассказчик. Но однажды главный герой сам оказывается в такой же ситуации. У него погибают все родные. В конце он понимает, что такое отношение к другим неправильно и в итоге может оказаться так, что ты сам встанешь на место других.
Во втором рассказе «Притворщик» главный герой представляет свое размышление о том, почему он не уступает место в маршрутке. Но именно в тот раз, когда он опять притворялся спящим, пожилая женщина, которой он не уступил места, странным образом погибает. Эта ситуация переворачивает весь внутренний мир рассказчика, потому что он чувствует себя виноватым. У него просыпается совесть. Он понимает, что обратно не вернуть в жизнь ту женщину, и трагедия происходит только из-за него.
Но что же хотел донести автор до нас этими историями? Весь смысл заключается в том, что сегодняшнее наше общество — это большая «серая масса». Сегодня большинство живет по своим правилам и ради своих прихотей. Но главный закон для каждого – это закон о том, что каждый сам за себя. Как же тоскливо и грустно осознавать, что ты тоже часть этого общества, что ты тоже живешь по этому закону. В этом случае, герои делают то, что они хотят. Они не осознают, что их поведение приносит кому-то боль.
Автор подводит нас к мысли, что люди не понимают чужой боли и не хотят им сочувствовать, пока они сами не испытают этих мук. Но правильно ли это? Правильно ли то, что главный предлог не посочувствовать кому-то – это то, что мы на данный момент счастливы. А каково же будет тебе тогда, когда у тебя будут проблемы? Когда тебе никто не поможет?
Но нельзя делать выводы исходя только из литературных произведений. Поэтому, для убедительности своей позиции, я решила устроить опрос в своей школе. Суть данного опроса состоял в ответе на вопрос: «Безразличны ли люди, окружающие нас?» Но я хотела сравнить ответы разных возрастных групп.
Мой опрос состоял из трех вопросов:
1. Вы сидите в автобусе. Вдруг входит пожилая женщина, но в автобусе больше нет пустых мест. Ваши действия?
a) уступлю свое место;
b) сделаю вид, что не заметил;
c) не буду притворяться не заметившим, но и не уступлю места.
2. Если на улице лежит человек, вы:
a) пройду мимо;
b) подойду и узнаю, что с ним;
c) не задумывался об этом.
3. Как вы считаете, безразличны ли люди по отношению к другим?
a) думаю да;
b) скорее нет, чем да;
c) мне все равно.
В опросе участвовали всего 113 учащихся МБОУ «Муслюмовская СОШ им. Г.Тукая». Среди них: 18 учеников из четвёртого класса, 13 из пятого, 12 из седьмого, 27 из восьмого, 14 из девятого, 13 из десятого и 16 из одиннадцатого.
Исходя из этого опроса, можно прийти к тому что, ученики младших возрастов более внимательны к окружающим, а у ученики старших классов более схожи, а значит, человек, становясь старше, начинает больше заботиться о себе, нежели об окружающих.
Таким образом, исследовав творчество М.А.Самарского, проанализировав жизни окружающих, мы пришли к следующим выводам:
Безразличное отношение человечества друг к другу приводит к непоправимым последствиям.
Какие же последствия такого поведения? Безразличие убивает душу человека. Он теряет возможность сочувствовать, быть добрым и милосердным. А сколько людей погибает ежедневно только из-за того, что никто не захотел помочь? Сколько страшных историй мы слышим?
Стоит также понимать, что каждый из нас может столкнуться с человеческим безразличием. И, когда нам будет крайне необходима помощь, никто не протянет руку в трудную минуту.
Поэтому стоит помнить, что иногда от нашего поведения может зависеть чья-то жизнь и наша помощь может спасти человека. Не будем равнодушными! И, возможно, мир станет лучше!

Бадретдинова Алиса Рамиловна
Страна: Россия
Город: Амикеево