«Ценность»- это термин, используемый для обозначения чего-либо дорого, важного, необходимого для человека, при чем это может быть как нематериальный, так и материальный объект. А что прячет за собой термин «культурная ценность»? Ответ прост, это все тот же объект, но более дорогой, важный и необходимый, ведь он не для одного индивида, а для общества в целом. Прочитав вышенаписанную тему бросает в дрожь: «защита культурных ценностей во время вооруженных конфликтов». Почему культурное достояние нуждается в протекторате, кто виновник губительных действий и как их остановить- это именно те вопросы, на которые предстоит ответить. Проблемой защиты культурных ценностей во время вооруженных конфликтов являются злодеяния общества касательно культурно-исторических объектов. Огромное количество лет назад в Древней Греции «дикий» человек выцарапывал на стенах пещер изображения (своего рода большая историческая ценность), спустя сотни лет другой «дикий» человек разламывал камень с изображением дабы соорудить оружие против нападений. Спустя миллиарды лет, возьмем в пример, Отечественную войну 1812, человек сжигает картинные галереи, музеи, старинные здания и делает это, внимание, уже осознанно, а не инстинктивно. Это аргументирует то, что негативные действия в сторону культурных ценностей начались давно и продолжаются до сих пор, что подтверждает актуальность проблемы. Вооруженные конфликты несут не только человеческие, но и «культурные жертвы». Прежде чем рассуждать о методах защиты культурных ценностей при военных действиях, предлагаю рассмотреть несколько пунктов культурных потерь (совсем древний, старый, новый и новейший период): Огромные основания, стремящиеся к небу выграненные и выбеленные колонны, резные каменные узоры и плотные, выровненные, массивные стены- это лишь то, что остается в пределах нашего воображения, ведь большое количество древнегреческих и древнеримских дворцов вельмож было утрачено из-за постоянные набегов соседних населений. Татаро- монгольское нашествие 1200-1242 годов уносило исторические памятники Руси, унося и ее самобытность. Нашествие Батыя нанесло тяжелый ущерб культуре Древней Руси. Во время уничтожения монголо-татарами русских городов погибло множество памятников литературы и письменности. Другие сохранились только в копиях, сделанных переписчиками. Также во многих русских городах исчезли хранилища книг, бывшие прообразами более поздних библиотек.Серьёзный урон был нанесен делу летописания, до того получившему большое развитие на Руси. Вплоть до конца XIII столетия содержание летописей в значительной степени оставалось скудным. По оценкам В. В. Каргалова, в текстах «утратилась живость домонгольских летописцев». В летописных сводах второй половины XIII века основное место занимали сообщения о поездках князей в Орду, княжеских усобицах и церковных событиях. Весь девятнадцатый век был для Российского государства крайне непростым. Великая русская революция 1917 года и последующая гражданская война и Велико Отечественная Война несли необратимые потери. Огромное количество культурно-исторического достояния было стерто с лица Земли или осталось в «ранах и ссадинах». Были сожжены произведения консервативно настроенных авторов, уничтожались картины великих авторов, к примеру, К.П.Брюллова, здания трансформировались и использовались не по назначению. Так, великое место гибели Александра Второго (императора подарившего свободу крестьянам – отменившем крепостное право в Российской Империи)- Спас-на-Крови во войны было превращено из собора в хранилище для боеприпасов. Янтарная комната, которую называли «восьмым чудом света», была подарком Петру I от Фридриха Вильгельма I в знак перемирия между Россией и Пруссией. Шедевр был создан мастером Андреасом Шлютером для прусского короля Фридриха I. В последние месяцы Второй мировой войны нацисты демонтировали Янтарную комнату, после чего ее никто больше не видел. Храм Христа спасителя, расположенный в столице нашей необъятной Родины, и вовсе во времена СССР все так же работал, но вместо икон, келья и святой воды, там были расположены агитационные плакаты «Спорт-жизнь» и вода с хлоркой, так как великая церковь была превращена в бассейн. Казалось бы, века идут и человеку пора остановить свои злодеяния в сторону истории и культуры и встать на их защиту. Но двадцать первый век все еще полон разрушениями. ИГИЛ безвозвратно уничтожил многие исторические памятники в Сирии и Ираке. 9 марта 2015 года террористическая группа разграбила и частично разрушила Хорсабад — древний город в 15 километрах к северо-востоку от Мосула, который был столицей древней Ассирии ещё в 721 году до н.э.. Полностью были разрушены дворец, известный своими стилистическими инновациями, стёрты с лица земли множество резных каменных рельефов. 2020 год останется в памяти мира надолго. Ведь именно этим летом началось движение «Black Lives Matter». Журналы, газеты и интернет ресурсы так и пестрили статьями «Протестующие в США сносят памятники Христофору Колумбу. Его обвиняют в геноциде коренного населения страны», «бельгийском Антверпене на статуе короля Леопольда II, которого обвиняют в терроре в Конго, появился символ антирасистских протестов. Власти решили демонтировать памятник», «В британском Бристоле протестующие стянули с постамента и выбросили в реку памятник работорговцу Эдварду Колстону, который считается филантропом». Описание лишь нескольких пактов варварства, никак по-другому я назвать это не могу, заняло около одной страницы, что доставляет лишь разочарование в человечности и появление вопросов «Что с этим делать? Как защитить культурные ценности?» Предлагаю рассмотреть данный вопрос с двух аспектов – физический и моральный. Благо техника в нашем столетии развита особенно хорошо: различные видеокамеры, микрофоны, УФ-лучи, круглосуточная охрана, сейфы и хранилища из самых прочных материалов. Изучив информацию в интернете, можно узнать о самых разных способах охраны. Так, например, для того чтобы обеспечить безопасность существуют самые разные средства: 1. Емкостные извещатели (ИО-305 «АЛАРТ» и др.) позволяют защитить объект от приближения и касания 2. Магнитоконтактные извещатели (ИО-102-4 и др.) позволяют защитить объект от съема и сдвига 3. Активные ИК барьеры «Арника» (производство «Полисервис» ) позволяют защитить экспонат от недопустимого приближения 4. Активные инфракрасные извещатели (PS (компании ASAS) и др.) позволяют защитить картину от съема и отрыва от стены 5. Подвесные системы «ALART BMS» позволяют защитить картину от съема 6. Беспроводная система охранной сигнализации «ALART-WP», с датчиком ALART-TAG позволяют защитить картину от наклона (смещения) и вибрации (вырезания холста) Охрану зданий можно обеспечить благодаря: 1. Различные типы сигнализаций. 2. СКУД (системы контроля и управления доступом). 3. Пультовая охрана, видеонаблюдение. 4. Противопожарные системы. 5. Радиосвязь, автотранспорт Какими бы совершенными и идущими в ногу, а может уже впереди времени не были бы способы физической защиты культурного наследия, культурно-историческое богатство всецело зависимо от поведения, мировоззрения, действий общества. К большому сожалению, сами драгоценные здания, картины, литературные и музыкальные произведения постоять за себя не могут, они нуждаются в круглосуточном протекторате. Как же может человек помочь культурному наследию? Ответ максимально прост в теории, но по некоторым причинам так тяжел в применении на практике – индивиду стоит думать и отвечать за свои поступки. Кем возомнил из себя человек, чья рука поднимается на разрушение исторически значимых объектов? Чем он руководствуется поджигая великие произведения, обливая краской великие картины в знак вандализма, направляя дула пушек и ядерных оружий в стены великих архитектурных построений, начиная строительства торговых центров для своего финансового обогащения вблизи территорий культурно-исторических объектов? Такие опрометчивые и глупые действия человек совершает для забавы, политической или религиозной цели, мести… Никакие вооруженные действия не должны доходить до уровня порчи культурных объектов, ведь мы просто не имеем права нарушать культуру, историю, духовный мир. Здесь и скрывается главный способ защиты человеком культурных ценностей от вооруженных действий- он обязан защищать их от самого себя и «себеподобных». Таким образом, можно сделать вывод о том, что вес и значимость культурных объектов безумно велики. Военные действия, к огромному сожалению, начались еще с порождения человечества и продолжаются по сегодняшний день, и ликвидировать их практически невозможно по причине их закоренелости и в полном вливании в человеческую историю и общество. Но и такие действия должны знать свои ограничительные рамки. Руководство принципом «убить культуру» рано или поздно приведет к обеднелости общества в духовном плане, несостоятельности его вольной мысли и ликвидации истории, что будет настоящим позором как для социума в целом, так и для каждого индивида в частности. Культурные ценности в наших руках, словно нежный цветок из Красной Книги, от нас зависит будет ли он цвести и давать продолжение своему роду или завянет, навсегда исчезнув с лица земли, попав в Черную Книгу, после чего душа человечества станет такой же черной, как и обложка такой книги.