Принято заявок
2688

XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
«А ты бы не ушёл?»

Знойный день начала сентября безжалостными лучами падал на землю и отражался в окнах школы, проникая в кабинеты и жарой погружая учеников в сонливость. Ни ветерка, ни малейшего шанса на спасительную тень. Лишь надежда на то, что до конца учебного дня осталось всего ничего — лишь два урока! — давала силы сидеть до конца. Скрежет мелка по зелёной доске резал тишину: один единственный бедолага из класса, мой лучший друг Сашка, мучился у доски, пока остальные постепенно засыпали. Я лежал на парте, прижавшись щекой к светлому дереву, и скучающе наблюдал за тем, как уверенно он выводит ответ.

— Неправильно! — звонко прозвучала реплика учительницы, отражаясь от стен и заставляя всех вздрогнуть.

Я приподнялся. Друг положил мелок и удивлённо посмотрел на неё. Встряхнув головой, он развел руками:

— Как это «неправильно»? Ответ ведь сошёлся!

— А вот и неправильно! — упорно продолжала она. — Вечно ты, Ломов, решаешь не так, как надо, учись делать это правильно! Берёшь теорему…

— Да зачем же теорему?! — не отступал Сашка. Весь класс постепенно начал просыпаться и пристально следить за их спором. Откашлявшись, он добавил спокойнее: — Зачем же? Она ведь здесь не нужна, лишь усложняет процесс.

— Мы учимся! Брось своё самодурство и делай как все! — практически воскликнула учительница.

— Но ведь все же сделали так, как сделал я! — эмоционально возразил Саша.

— Да неужели? — ядовито спросила та и подвернулась на класс. Из глаз её будто бы летели искры от раздражения. Казалось, что вот-вот они упадут на стопку бумаг, и родится пламя… — Ребята, поднимите руки те, кто решил так, как надо.

Это надменное «как надо» испугало всех. Я поежился и неуверенно оглянулся вокруг: дрожа, все один за другим поднимали руки. «Лишь бы не началось, только бы не это…» — читалось в их забитом взгляде. Чтобы не выбиваться, я уже тоже думал было присоединиться к ним, но поймал на себе взгляд Сашки. Встретившись с ним глазами, я увидел в них такую сталь, что сам невольно заразился этой энергией. Моя рука осталась на парте.

— Вот! Посмотри, Ломов! — торжествовала учительница. — Посмотри, сколько людей решило нормально! Агеева, Тихонова, Коробов, Чернышёв, Бодров…

И тут её глаза, как ножи, воткнулись в меня. Она нахмурилась и перевела взгляд на мою руку, точно желая силой мысли поднять её.

В этот момент мне безумно захотелось подчиниться. Какая мне разница? Я ведь эту задачу даже не сделал! Но Сашка… Мой Сашка, мой друг, стоящий у доски, как памятник, придавал мне сил и уверенности.

— Анн Степанна, мой метод проще. — упрямо продолжил стоять на своём Саша.

— Ломов, ещё одно слово!.. — взвизгнула та, а затем, наклонившись вперёд к другу, резко понизила голос, практически прошипев. — Вон из класса.

Брови друга взлетели вверх по лбу, когда он непонимающе и немного раздражённо смотрел на учительницу. В этот момент, в абсолютной тишине класса, у меня непроизвольно вырвалось еле слышимое, практически умоляюще «Анна Степановна…»

— ВОН!

Сашка фыркнул и пошёл к своей парте, собирать вещи. Я проследил за ним глазами: как он собирает вещи, как его горящий непреклонностью взгляд был воткнут в парту, а плечи невольно склонились, горбя спину над рюкзаком. Затем, закинув его на плечо, развернулся и вышел.

И в этот момент в душе моей всколыхнулось чувство обиды за друга. «Но ведь он же решил!» — стучало в голове бешеным ритмом. И стук этот становился всё громче, всё заметнее, он бил по мозгам, забивая в них гвозди сомнений. Бил, бил, бил… И добил.

Одним резким рывком я встал. Все взгляды тут же переместились на меня, Анна Степановна подняла брови и что-то сказала. Сначала вопросительно-возмущенно, потом визгливо-громко. Я не слышал. Одним взмахом скинув книги со стола в рюкзак и не поднимая глаз, я развернулся и направился к двери под крики учительницы и шепотки одноклассников.

— Сашка, подожди!..

***

А вечером мне влетело от отца. Я сидел на кухне, глядя в пол, на магнитики, блестящие в жёлтом свете лампочки, висящей на проводах под потолком, на потрескавшуюся на рёбрах белую поверхность стола. Куда угодно, лишь бы не в папины глаза.

Он сидел передо мной: бородач, с усталым взглядом, только недавно вернувшийся с работы. Его глаза всегда улыбались мне, была в них живая искорка веселья даже сквозь эту пелену. Но не сейчас. Даже не смотря на него, я мог почувствовать тяжесть, мог понять, что никакого огонька в них нет.

Наконец, глубоко вздохнув, он начал напряжённым, усталым тоном:

— Мне звонила твоя учительница. Знаешь, что она мне сказала?

Я сглотнул ком в горле и хрипло, не своим голосом, тихо спросил, уже зная ответ:

— Что?..

— Что ты уроки срываешь. — этот ответ прозвучал ещё жёстче, чем вопрос. — С уроков своевольно уходишь, срываешь учебный процесс…

Повисло молчание. Я уставился на свои колени, нервно потирая руки. Затем я неуверенно начал:

— Но ведь она была неправа… Можно было доказать проще, правда!..

— А это неважно. — сурово оборвал меня папа. Затем он покачал головой и почесал бороду, сохраняя все тот же хладнокровный и спокойный тон: — Её цель ведь научить вас конкретике, таков процесс…

— Да она давит на нас! — вырвалось внезапно у меня. Кашлянув и нервно проведя языком по засохшим губам, я продолжил тише. — А Сашка…

— Да у тебя своей головы что ли нет! — слегка повысил тон отец. Он не кричал, но в его голосе уже слышались те самые тонкие колебания тетивы, вот-вот готовой спустить стрелу. — Зачем ты вообще пошёл за ним? Разве тебя это касалось?

«Конечно же нет, не касалось… Я ведь даже и не знал, о чём речь.» — подумал про себя я. Но вслух лишь тихо сказал:

— Касалось…

Отец тяжело вздохнул. Вновь повисло молчание, нарушаемое лишь мерным тиканьем часов. Робко я поднял голову и спросил самый важный для меня на тот момент вопрос:

— Пап…

— М?

— А ты бы не ушёл?

Вопрос повис между нами, отец опустил голову. Казалось, что прошла уже вечность, что время не течет, а тянется, как вонючая резина. Наконец, покачав головой, отец махнул на меня рукой и тихо пробормотал, не поднимая на меня глаз:

— Иди спать. Доброй ночи.

***

Вечер, сверкающий яркими огнями, постепенно начал угасать. Один за другим потухал свет в окнах домов, затихали запоздалые машины на проспектах.

Одинокая старая лампочка на кухне заливала её жёлтым светом. Сгорбившись, за столом сидел мужчина, задумчиво почёсываюший бороду и качающий головой.

«А ты бы не ушёл?» — это неправильно. Учительница ведь действительно права, её цель ведь была донести нужную информацию до детей. Уходить было бы неуважением.

«А ты бы не ушёл?» — нет, конечно, это сорвало бы урок. Это хамство по отношению к преподавателю и одноклассникам.

«А ты бы не ушёл?»

Да конечно ушёл бы. Потому что товарищей не бросают. Положив голову на руки, мужчина закрыл глаза. Мысли своей тяжестью давили на голову, распирая её изнутри. А впереди была ещё целая ночь, состоящая из такого сложного вопроса, такого равномерно тиканья и такого жёлтого света лампочки.

Рекунова Ирина Сергеевна
Страна: Россия
Город: Москва