XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
1213 слов в защиту культурных ценностей

В далеком для пятнадцатилетнего подростка 1920-м году в городе Буденновске Ставропольского края было построено здание Земской управы по проекту архитектора А.А. Шрейберга. С того самого момента Управа зажила бурной жизнью: съезды Советов, комсомольские слеты, партийные собрания. Но недолго новое здание блистало красотой. В 1942 году фашистские войска оккупировали небольшой городок. Управа сразу же приглянулась захватчикам, именно в ее стенах слышался резкий говор и топот тяжелых сапог в просторных коридорах. Но, как будто чувствуя неладное, здание не приветило чужаков, иначе не объяснить, почему, покидая город в январе 1943 года, фашисты поджигают Управу. Здание мучительно пострадало, на его восстановление ушло долгих шесть лет.

Управа стала одной из бесчисленных и бессмысленных жертв вооруженной агрессии в ходе Великой Отечественной войны. Возникает вопрос, можно ли урегулировать человеческую жестокость и желание причинить как можно больше вреда Международными правовыми актами? Знаю, что человечество пытается идти по пути единства культурного мира. В этой ситуации на первый план выдвигается задача союза всех сил: правых и левых, консерваторов и радикалов, науки и религии, христиан и мусульман, черных и белых, детей и взрослых. Только так и никак иначе! Я понимаю, что бережное отношение к культурным ценностям сегодня закладывается множеством международных конвенций, договоров, соглашений. Но достаточно ли этого, если каждый день вспыхивают очаги локальных войн и конфликтов? Есть ли дело отдельно взятому мерзавцу до работы огромного числа людей, которые стремятся сохранить для завтрашнего дня максимальное количество объектов культуры как мирового, так и местного значения?

Итак, вернемся к нашей Управе. В течение шести лет реставраторы работают над ее восстановлением. Надо сказать, что внешний вид здания претерпел значительные изменения. Новый облик позволил отнести его к стилю «Сталинский ампир». Снова потянулись годы бурной жизни и активной работы. В 1980 году Управу «отдают детям» — в ней размещается Дом детского творчества. От множества детских голосов, звонкого смеха, эхом разлетающегося по зданию, оно, как будто, помолодело. Первое время Управа делала вид, что сердится, когда ребята шумной толпой бежали по коридорам. Она, памятуя минувшие славные дни, пыталась сохранить серьезный вид, но с каждым месяцем это получалось все хуже и хуже. Прошли годы. В один из жарких июньских дней 1995 года Дом детского творчества принимал очередную смену летнего лагеря. На первый взгляд все было как всегда, но Управу не покидало смутное предчувствие беды. Накануне ей снились страшные дни оккупации. Проснувшись, она убеждала себя, что война давно закончилась, сейчас везде царят мир и покой. Отправив ребят на прогулку по парку, Управа, тем не менее, звенела от напряжения. Вдруг, тишину летнего утра разорвали автоматные очереди. По площади заметались люди, послышался плач, полилась кровь… По улицам бежали темные фигуры с автоматами, они что-то кричали и постоянно стреляли. Нет, их язык не был похож на язык немецких захватчиков, но вели они себя также дерзко и безжалостно. И вот кому-то из бандитов показалось мало запуганных людей, и они подожгли Управу. Черный дым заволакивал комнаты, в которых еще недавно играли дети. «Но ведь сейчас нет войны» — это было последнее, что успело подумать погибающее здание.

Ужасы Великой Отечественной войны позади, мирное небо раскинулось над нашей Родиной. Но 14 июня 1995 года разом все изменило. Первый в России крупный террористический акт в масштабах целого города. Оказалось, что фанатичная вера и война под ее прикрытием – отнюдь не чепуха. Заложенные годами ценности, культурные и этические нормы рушатся под ложными религиозными идеалами. Оказывается, не обязательно реализовывать идею мирового господства, чтобы разрушать цивилизованное существование людей. Оглядываясь вокруг, понимаешь, что зачастую люди готовы уничтожать все прекрасное вокруг себя, не считаясь с человеческими жизнями, во имя прогресса и пролетариата с тем же успехом, как и во имя традиций и Бога. Нет. Просто нет единого мерила, предсказывающего мотивы поведения людей в тот или иной промежуток времени, в том или ином государстве. Можно ли документально урегулировать этот безумный калейдоскоп человеческой глупости и алчности? Боюсь, что здесь есть риск начать разделение мира на «хороших парней» и «плохих парней» и закончить решением о необходимости уничтожить злодеев любыми средствами.

Уже второй раз, словно птица Феникс, воскресло из пепла здание Управы. В декабре 1996 года снова зазвучали в ее стенах детские голоса. Управа зажила прежней счастливой жизнью. Остался неразрешенным только один вопрос. Надолго ли?

Допускаю, что кто-то, прочитав мое эссе, скажет, что небольшое здание Земской управы в провинциальном городке имеет такое же отношение к культурным ценностям, как, к примеру, деревянные ложки к симфоническому оркестру. И я абсолютно соглашусь с этой мыслью. Да, наша Управа не претендует на роль культурного наследия в мировом масштабе, ее гибель несопоставима, к примеру, с угрозой разрушения Пальмиры. Но для жителей города она – символ красоты и стойкости, переживающий с людьми все беды, исторически происходящие в Буденновске. Помимо этого очень символичными, на мой взгляд, являются такие одинаковые последствия таких кардинально разных трагедий. Это яркий пример того, что далеко не только глобальные вооруженные конфликты уничтожают наше культурное наследие. Всегда найдутся люди, которые, подобно древнегреческому Герострату, не представляя собой яркой индивидуальности, желают войти в историю, уничтожив какое-то поистине великое достояние человечества. Как видно из этого примера, проблема культурного скудоумия уходит корнями в далекое прошлое и вряд ли найдутся действенные меры, позволяющие оградить мир от такого рода варваров.

Рассуждая о международных соглашениях, призванных предотвратить уничтожение объектов культурного наследия, стоит помнить, как велика разница в понимании и восприятии самого понятия культурных ценностей для разных народов и стран. Здесь в голову невольно приходит притча о том, как слепые ощупывали слона. В этой притче первый слепец, пощупав хобот, объявил, что слон – это змея. Второй, потрогав хвост, объявил о том, что слон – это веревка. Третий представил слона стеной, четвертый – колонной и так далее, в зависимости от того, какую часть тела животного ощупал каждый из них. При этом, несмотря на то, что каждый отдельно взятый слепец был справедлив в своих суждениях, сложить реальную картину и прийти к единому мнению у них не получилось. Что же делать? Уповать на возможно грядущий «золотой век», когда каждый человек осознает роль культуры в развитии цивилизации? Как выразился один из Генеральных директоров ЮНЭСКО Федерико Майор Сарагос: «Завтра всегда поздно». Медлить нельзя, надо удержать надежду!

Да, трезво оценивая реальность, мы понимаем, что еще слышен грохот взрывов, ежедневно в локальных и международных конфликтах гибнут люди. Тем не менее, с огромными издержками и отступлениями, мы видим, что идеи мирного диалога пробиваются сквозь асфальт. Идея ненасильственного урегулирования конфликтов из утопической становится одной из центральных моментов этической и культурной мысли. Медленно, но верно уходит время, когда во главе угла стоял принцип: «Сила есть, ума не надо». Все больше людей прислушиваются к словам Мартина Лютера Кинга, однажды сказавшего: «Тот, кто верит в ненасилие – глубоко верит в будущее». Несмотря на множественные трудности, попытки идейного, культурного сближения все время возобновляются. Из слабых и робких они сегодня выросли во вполне сформулированные и цельные. Диалог культур превращается в стройных хор множества голосов. При этом, навстречу межнациональным соглашениям и договорам должна стремиться рациональная внутренняя культура каждого современного человека. Без этики, культурной солидарности, угрозы общечеловеческим ценностям не смогут быть отведены, а надежды на выстраивание гармонии рухнут.

Разумеется, мы не можем заранее предсказать стремительного развития и падения отдельных государств, рождения и смерти гениев и тиранов. Тем не менее, будущее человечества зависит только от нас. Над нами не довлеет никакая историческая необходимость. История заканчивается сегодня. Мы можем и должны извлечь из нее уроки, однако будущее — вовсе не продолжение прошлого. Выбор пути развития за нами – землянами XXI столетия. И, безо всяких сомнений, мир станет лучше, если как можно большее количество людей повторят за Мартином Лютером: «Если мне скажут, что завтра наступит конец света, то еще сегодня я посадил бы дерево».

Хадеев Георгий Вячеславович
Страна: Россия
Город: Ставрополь