Дума о моём поколении

Автор работы

Виктория
Названова
16 лет
Номинация: 
Эссеистика на русском языке

Дума о моем поколении

Человеческий род существует вот уже множество столетий. Нескончаемое течение времени все несёт нас вперёд, в будущее, будто лодку по бурной реке. На пути нашем были и войны, и междоусобицы, и знатные праздничные пиры, радость и горе, и ещё много разных событий, записанных на страницах истории. И вот, день за днём, год за годом человек живёт, развивается, растит потомство, но как ни крути, время не щадит никого и всему приходит конец. Но лишь людскому роду дарована столь страшная истина, и лишь мы знаем, что смертны. И потому, за долгие столетия у человека возникло множество вопросов о мире, времени, истории, народах. Но и тогда, и сейчас, писателей и поэтов, философов и мыслителей волновал, и будет волновать вечный вопрос о поколении.

Так, например, М.Ю. Лермонтов в первых строках стихотворения «Дума» даёт оценку своим современникам, осуждает их за бездействие и пассивность, указывая на ярко выраженные нотки серости и однообразия в жизни. Полагаю, что этим он старается достучаться до их сердец. Будучи под впечатлением после знакомства с данным произведением, я долгое время не могла отойти от мысли о том, как критично относится автор к своему поколению и как, не поддавшись забвению своего времени, смог здраво рассудить и указать на их недостатки и пороки.

Вдохновившись образами и идеей о поколении, я бы тоже хотела, подобно именитым писателям, порассуждать о людях своего времени.

Задумайтесь! На дворе уже двадцать первый век – век научно-технологического прогресса. Сегодня, чтобы позвонить другу, написать письмо, прочитать книгу, купить какой-либо товар или просто разогнать тоску, достаточно заглянуть в маленькую компактную коробочку под названием «смартфон». Электромобили, очки виртуальной реальности, экзоскелеты, роботы-медики, способные проводить наисложнейшие операции – всё это мир, в котором мы сегодня живём.

Но, несмотря на столь глобальные достижения, многое ещё сокрыто Вселенной от человека, и ещё очень многое придётся изучить, понять и объяснить. В нашем мире всё парадоксально: чем больше мы получаем ответов, тем больше возникает вопросов. Но, как уже было упомянуто, никто ни вечен и все, даже самые великие и незаменимые люди уходят, оставляя своё наследие потомкам. И на кого же завтра падёт груз ответственности за развитие науки, искусства, литературы, музыки? Конечно, на молодое поколение – поколение нынешнего столетия. И я, ребёнок двадцать первого века, хочу знать – на что мы способны?

Начнём, пожалуй, с того, что в каждой бочке мёда есть своя ложка дёгтя. Опираясь на это суждение, предлагаю рассмотреть величайшее достижение науки и техники, то, без чего немыслимо современное общество – Интернет.

Казалось бы, ну что же в нём может быть плохого? Несомненно, Всемирная сеть служит безграничным полезным информационным ресурсом и может развивать и обучать человека, помогает получить образование и даже освоить профессию. Ещё одним могущественным свойством Интернета стала возможность общения на расстоянии, что значительно упростило жизнь людям, желающим сохранить связь, находясь вдали друг от друга.

Но, увы, человек способен развратить и предать безобразный вид всему, даже великому и могучему Интернету, превращая его в большую и зловонную кучу мусора.

Как ни прискорбно, нынешний подросток, воспитывающийся в эпоху технологического прогресса, воспринимает это великое дарование, как должное. Но, не представляя свою жизнь без этого ресурса, он всё равно обходится с ним безалаберно и эгоистично. Молодёжь, не представляя насколько могущественна и неограниченна сегодня Всемирная сеть, самозабвенно пользуется ей, как игрушкой, даже не подозревая, что сама стала пешкой в коварной игре. Чрезмерная свобода и своеволие раскрепощает молодых людей на просторах социальных сетей, даёт им возможность выставлять своё бескультурье, необразованность и безнравственность на всеобщее обозрение.

Так же я не могу не упомянуть о том, что чрезмерное использование социальных медиа может быть чревато последствиями в виде психопатологий, таких как: зависимость от соцсетей, селфимания, «эффект Google» и многое другое.

Но хочется думать, что всё же моё поколение будет использовать Интернет не только для развлечения, но и на благо развития и самосовершенствования. Ведь уже сегодня для обучения, помимо базовых школьных программ, существует великое множество сайтов, которые предлагают прохождение онлайн-курсов ведущих институтов мира, всевозможные лекции и научные работы, а также площадки для обмена академическими знаниями. Так же не могу не упомянуть о различных конкурсных проектах, действующих на просторах Всемирной сети, которые помогают выявить и развивать таланты нашей молодёжи.

Поэтому предполагаю, если тенденция развивающего контента будет возрастать и молодые люди будут в этом заинтересованы, то, несомненно, нас будет ждать великое процветание.

Однако ещё древнегреческий философ Сократ говорил, что современная молодёжь избалована роскошью, отличается дурным поведением и презирает авторитеты, не ценит опыт старшего поколения, изводит учителей. Несмотря на то, что философ жил ещё в V в. до н. э. и после него на свете существовало множество поколений, но слова являются точным описанием современного общества.

Можно, конечно, не соглашаться с этим, но закрывать глаза на проблему – значит, не искать путей для её решения.

А в чём же заключается проблема? Да в том, что словах Сократа раскрывается реальная картина современного мира, где, увы, есть место расточительству, хамству и невоспитанности.

Пора, на мой взгляд, разобраться, почему мы стали такими? С чем это связано? Полагаю, что основной причиной является упадок духовного и культурного развития. Многие века ориентирами для людей были такие качества, как доброта, честность, уважение, человечность и прочее. Так что же, они себя изжили? Нет, не совсем так. Просто современная молодёжь воспринимает свой жизненный путь не как цель самосовершенствования, а как средство для получения всех земных благ. Чревоугодие и удовлетворение финансовых потребностей стало бичом человечества 21 столетия. Волна перемен с головой захлестнула всё население, заставляя пересмотреть устоявшиеся жизненные позиции и переоценить их важность, подтолкнула на создание новых для человека позиций, которые для большинства стали определяющими.

Таким образом, духовные принципы утратили своё приоритетное значение в угоду материальным благам общества.

Другим, не менее важным аспектом морально-нравственного упадка стала незаинтересованность молодых людей в культурном саморазвитии. Всё меньше становится тех, кто интересуется художественной литературой, живописью, классической музыкой, скульптурой и архитектурой. А ведь всё это способствует развитию самых лучших качеств личности, расширению кругозора. Но, увы, в век стремительного развития технологий человек, ежедневно пропуская через себя гигабайты информации, отдаёт предпочтение соцсетям, а не книгам.

Стоит только послушать, как общается молодёжь между собой, о чём они чаще беседуют. Грубый жаргон, смешанный с осколками новых словечек из сферы развивающихся технологий, масса американизмов, ставших ходовыми в нашей речи – вся эта жуткая смесь и составляет лексикон подростка, юноши, молодого человека.

А где же наш «великий и могучий»? Он стал беднее, растерял со времен Пушкина и Лермонтова своё богатство? Нет! С ужасом понимаю, что это сегодня просто не модно. Вот небольшой пример того, как общается современная молодёжь, судите сами: «чтобы быть в топе, нужно иметь продвинутый аккаунт, который сам по себе без лайков и репостов ничего не значит, поэтому ставьте хэштеги и будьте на хайпе. Но чтоб не быть лузером, гаджет должен быть топовым».

Вот так мы строим нашу речь, засоряя её модными словечками. Классики, что раскрывали в своих произведениях качества человеческой души, под пером коих рождались описания красот природы русской, героев-дворян, вздыхающих от любви под сенью душистой сирени, рук крестьян, уставших от изнурительного труда, – не поняли бы они наших изъяснений и ужаснулись бы в отчаянии.

Нужно что-то делать! Нужно возвращаться к прекрасному, учиться видеть и понимать красоту природы, ценить любовь и дружбу, уважать мнение других, особенно взрослых, чьи нравоучения основываются на жизненном опыте – порой не очень удачном, ведь им приходилось сталкиваться со всеми невзгодами и сложностями.

Но как относимся мы, молодёжь, к этому опыту? Отвечу. Как к навязыванию своих взглядов, неуместному нравоучению, которое нам совсем не нужно. Мы можем грубо ответить, и это в лучшем случае.

Мои слова не просто голословное обвинение. Доказательства себя не заставляют ждать, их огромное множество выложено в сети, чем, несомненно, к великому ужасу человеческого существования, подростки ещё и хвастаются. Издевательства над учителями, избиение лиц без определенного места жительства, унижение младших и слабых, осквернение памятников культуры – всё это не картины из прошлого, когда фашистские войска вторглись на нашу землю, не описание ужасов из голливудских фильмов, это наша действительность.

Да, не все мы поражены этой заразой бесчеловечного отношения к себе подобным, не у всех возникает желание унижать и оскорблять, но неблагодатный червь точит молодое поколение. Страшно представить, что вырастет из таких детей? Кем они станут?

Опять-таки, на мой взгляд, всему виной вседозволенность и безнаказанность проступков, отсутствие строгой системы воспитания нравственности молодых людей. Многие порицают и негативно отзываются о советском воспитании человека, об ограничениях и строгих рамках, в которых рос и развивался ребёнок того времени. Но тогда, если и был разбой и беспредел, то не в столь открытой форме, как сейчас. Из воспоминаний старшего поколения, их рассказов о счастливом детстве, могу судить, что у нас, в отличие от них, много красивых вещей, приспособлений для удобной жизни, мы не испытываем недостатка во вкусной еде, но чего-то всё же не хватает. Чего? Наверное, простого человеческого общения, без оглядки на материальные блага; цели стать достойным человеком, которого будут ценить и уважать за его доброту и профессионализм.

Конечно, нет единой формулы счастья для всех, но есть основные постулаты жизни, на которые следует опираться нам. В противном случае что тогда достанется от нас будущим детям, продолжению нашего человеческого рода? Чему мы сможем их научить?

Честно? Совсем не хочется остаться никем. Мы должны действовать и развиваться. Для этого у нас есть всё: и средства, и возможности.

Часто мне приходится слышать выражение: «Не мы такие, а жизнь такая». С одной стороны, я могу согласиться с этими словами, с другой – хочу сопротивляться их смыслу.

Правда их заключается в том, что скоротечное развитие мировых технологий, так или иначе, отставляет след на личностном развитии. Компьютеры и телефоны с их безграничными возможностями развращают память. Ведь не обязательно упорно запоминать информацию, когда её можно всегда быстро получить, не напрягая ум. Мы – поколение «сканеров», которое привыкло просто копировать информацию, гуглить всё, что интересует в сети. Это плохо, но с другой стороны, позволяет желающим развиваться. Этих условий не было у старшего поколения, они были ограничены в средствах достижения своих целей.

Иная позиция к вышеуказанному утверждению складывается из того, что нельзя всецело перекладывать ответственность за себя на плечи других. Каждый сам должен выбирать себе путь и следовать своей цели, благородной и продуктивной.

Мы, молодёжь, все, конечно же, разные, имеем свои способности и индивидуальные качества, которые станут определяющими в нашей жизни. Но, несомненно, нас объединяет одно великое дарование, которое присуще только человеку, – УМ. Так давайте его использовать во благо, чтобы потом было чем гордиться нашим родителям, нам самим и нашим потомкам!

 

 

 

проголосуйте за нее
Вверх
49 пользователя проголосовало, и Вы.
Проголосуйте за понравившуюся работу