Сборник рассказов "УПС"

Автор работы

Владислав
Бахтин
12 лет
Номинация: 
Проза на русском языкекатегория от 10 до 13 лет

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

У меня, как говорят, интересно получается придумывать разные истории. Но вот их записывать у меня то времени нет, то сил, а то просто неохота. И тогда мама предложила:

─ За каждый рассказ плачу 100 рублей.

Я лежал на диване, книжку читал. От такого предложения подскочил:

─ 200!

─100!

─ 150! ─ входя в азарт, выкрикнул я.

Мама и говорит:

─ Видит бог, я тебе предлагала 100 рублей за рассказ. Ты отказался. Такой заработок профукал!

Я ретировался:

─ Не лезь, говорю, в бутылку. Не руби, говорю, с плеча. 100 так 100. У нас же время рыночных отношений. Торг никто не отменял.

И я набросал рассказов на тыщу. Сначала думал, что сборник так и назову «На тыщу». А потом решил, что забавнее будет назвать «Упс!». Когда прочитаете, сами поймёте почему. Приятного чтения!

ВСЁ ЛИ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ?

Когда мне было лет десять, я прочитал у Виктора Драгунского очень смешной рассказ про Дениску, который ненавидел манную кашу. Однажды, чтобы её не есть, находчивый парень вылил кашу из окна, думая, что никто не узнает о случившемся. Но его тайна стала явной. Я долго думал над этими словами и в душе подверг их сомнению. Ведь если всё правильно скрыть, то никто ни о чём не узнает. И тут подвернулся случай проверить мои домыслы.

В нашей школе есть традиция: два раза в год все классы разъезжаются по музеям. Этой весной мы поехали не в музей, а на агрокомбинат «Московский». Тоже познавательно! Там выращивают цветы и знаменитые салаты. Кто не знает их салаты в горшочках? Даже я знаю, хотя люблю их так же, как Дениска манную кашу. Но это не важно. Важно то, что мама дала мне 300 рублей, чтобы я купил цветочек «аленькый». Шутка! Просто цветок. Какой понравится. На комбинате цветов ─ видимо-невидимо. И все по-своему красивые. Я был поражён, как цветы сажают. Рабочая, как автомат, быстро и точно в лунку ставит рассаду, хоп ─ закопан. Следующий!

Во время экскурсии я умничал: поинтересовался, используют ли при выращивании цветов генномодифицированные растения. Был слегка разочарован ответом: нет. А жаль! Вот бы вывели генные инженеры цветик-семицветик, чтобы желания исполнял… Ну не суть. Суть в том, что напоследок нам подарили герберы, даже не подарили, а разрешили выбрать, кому какой нравится. Я выбрал розовый. Три нежных герберочка в коричневом горшочке. А сам подумал: «Так, цветок можно не покупать, а деньги прикарманить».

Дома мама ахала и умилялась цветком, моим вкусом и вообще. Я был счастлив, что маме угодил да ещё и обогатился на 300 рублей. И вот стоит гербер на кухонном столе ─ всех радует.

Но однажды, через месяц после экскурсии, ко мне в гости зашёл одноклассник Валера. Мама начала поить нас чаем. Валера посмотрел на гербер и говорит:

─ А мой цветок мама кому-то подарила. У меня на них аллергия.

Мама спрашивает:

─ А ты какого цвета купил?

Валера непонимающе посмотрел на маму и говорит:

─ Я цветок не покупал, нам их...

И тут я вскрикнул:

─ Валера, молчи! Молчи!

Валера удивился и с недоумением стал на меня смотреть. А я схватился за голову, скорчил лицо и прошептал:

─ Ни слова больше!

И тут вмешалась мама. Она как-то быстро всё поняла.

─ Валер, так ты цветок не покупал, вам, видимо, их бесплатно дали, потому что цветок входил в стоимость экскурсии?

─ Да, так и было. Нам разрешили выбрать кому какой понравится. Мне тоже розовый понравился. Я не знал про аллергию.

─ Понятно, ─ сказала мама и с презрением посмотрела на меня, при этом добавив. ─ Тебя Дениска предупреждал. Не поверил?

Я сгорал от стыда. А за ужином мама всё рассказала папе. Они, конечно, посмеялись над случившимся, но я поймал себя на мысли: «Неужели и вправду всё тайное становится явным?» Упс!

ЧТО ПРОИЗОШЛО?

Я люблю, когда у меня есть деньги. Я их коплю и не трачу. Я бы все их разом потратил, на «Лего». Но на «Лего» мне запрещают. И тогда я решил: пусть лежат ─ есть не просят. Мама предупредила, что деньги любят дело. Я предложил, чтобы родители взяли их у меня под проценты, хорошие. Папа ответил: «Ещё одну ипотеку мы не потянем». И деньги остались у меня.

Тратить на всякую муть ─ не хочу, растрачивать по мелочам ─ тоже. И тут со мной вот что приключилось.

На летних каникулах гуляю я как-то с другом Семёном. Он мне и предложил: «Пошли к тебе домой. Пиццу испечём и съедим». Хорошая идея. Пиццу я люблю. Позвонил маме, она и говорит, что, кто предложил, к тому и идите. Тоже правильно. Но к Семёну было нельзя. И тогда мы договорились на следующий день скинуться и сходить в пиццерию. Сказано ─ сделано.

Сидим в кафе. Официант к нам долго не подходил. Семён стал возмущаться: мол, что это такое, мы им что, дети что ли? Мы пришли с деньгами, поесть, а они ─ никакого уважения к посетителям. ─ Я молчу, хотя согласен, но как-то неудобно вслух об этом говорить. Тут Семён вообще закричал:

─ Гарсон! Гарсон!

Подошла миловидная девушка:

─ Что, мальчики, будете заказывать?

Семён разошёлся, можно сказать, раздулся, притворяется взрослым, и так это надменно, через губу, говорит:

─ Нам, пожалуйста, одну большую «Пепперони» и по маленькой «Фокаччо».

А я добавил:

─ И чая «Оолун». Два стакана, в смысле, чашки.

Ох и наелся я пиццы! Уже и не лезла она в меня, но не оставлять же: за всё заплатим.

Тут Семён пальцами щёлкнул и говорит:

─ Счёт, пожалуйста!

Я взглянул на чек ─ 980 рублей. Хорошо, что тысячу взял, на всякий случай, договаривались-то рублей по триста.

И тут Семён мне шепчет:

─ Слушай, я деньги забыл. Ты расплатись, а я завтра половину, 440, тебе верну.

Я поделил 980 пополам и говорю:

─ Почему 440? 490 ведь? Мы же поровну?

Семёна так возмутил мой вопрос, что он презрительно мне сказал:

─ Чё ты мелочишься: пятьюдесятью рублями больше – меньше. Это же неважно.

Лучше бы больше, чем меньше. Но решил ─ ладно, хоть бы эти вернул.

На следующий день до Семёна я не смог дозвониться. Увидел его только через неделю. Напомнил о долге. Он долго вспоминал, что мне должен, а потом как хлопнет меня по плечу и говорит:

─ Дружище, а я думал, что ты меня угощал?

─ Нет, ─ говорю, ─ мы с тобой изначально договаривались, что будет складчина.

И тут Семён прищурился и говорит:

─ А у тебя, я смотрю, память короткая.

Я от такого наезда даже оторопел.

─ Это почему? ─ спрашиваю.

─ Да ты совсем забыл, как я тебя с первого класса на переменах угощал? То яблоко дам откусить, то бублик с сухариком. Вот всё это сложи и получится, что это ты мне должен, а не я тебе.

Тут я вообще обалдел. Если бы я знал, что его сухарики таких денег стоят ─ сроду бы не взял. А Семён между тем продолжал:

─ Но поскольку я человек порядочный, и своего друга не могу кинуть на бабки, так и быть, я тебе отдам деньги. Но только сто рублей. Согласен?

Я подумал, что нужно брать хотя бы сто, а то вообще прогорю. И мы пошли к Семёну домой, точнее, он меня оставил у подъезда, а сам исчез и не появлялся около часа. Потом спустился и дал мне пакет со ста рублями по рублю. Я так обрадовался, что наступил конец этой истории, схватил пакет и побежал домой.

Дома с радостью я рассказал маме о случившемся, а мама с каждым словом всё серела, и вдруг схватила пакет с рублями, и как бросит его на пол. Рублики мои все так и покатились в разные стороны. Я стоял окаменевший и не понимал, что произошло. А мама между тем с возмущением почти кричала:

─ Боже, какой позор! Какой стыд! Да как ты мог продаться за сто рублей? Вот твоя настоящая цена! Вот сколько ты стоишь! ─ и показала на валявшиеся монеты.

Что-то я не понял: что произошло? Какой-то упс!

МЫ САМИ РАЗБЕРЁМСЯ!

Я думаю, что взрослые не всегда правы, и их вмешательство в детские отношения может только всё испортить.

Однажды Рита вынесла во двор соусных «лизунов». Она их сделала сама. Взяла обычные целлофановые пакеты, влила туда смесь из грибного соуса, майонеза, кетчупа, завязала их крепким узлом и стала всем нам раздавать. На ощупь ─ гадость желеобразная! Ну, их тут же повзрывали так, что весь двор был в жирных соусных кляксах. Я же своего «лизуна» не взорвал, но он сам продырявился. Рита посмотрела на дырку и бросила его на землю. «Лизун» не лопнул, а так и остался лежать.

Мимо проходила Оля Большая (надо сказать, что у нас во дворе две Оли, Большая и Маленькая, одной 10 лет, другой 4 года), она со всей силы наступила на Риткино творчество, и «лизун» чвыркнул в мою сторону. Мои новые носки, новёхонькие босоножки покрылись соусно-майонезным безобразием, и я взбесился. Оля засмеялась, а я зловеще прошептал:

─ Взамен испорченных вещей ты отдашь мне свою душу! ─ Я был настроен решительно, из моих глаз вылетали искры возмездия.

Ольга взвизгнула и бросилась в свой подъезд, я за ней, ребята за мной. Мне не хватило секунды, чтобы схватить её за оранжевые шорты. Прямо перед моим носом захлопнулась дверь. На меня налетели ребята, впереди которых была Рита. Я схватил Ритку поперёк живота, прижал к себе и закричал:

─ Я взял Риту в заложницы, если ты сейчас не выйдешь, то пострадает твоя подруга! ─ В эту минуту я был выразителен. Взгляд на испорченные навсегда босоножки придавал мне уверенность. Все ребята с интересом наблюдали за нами. Ритка замерла, мне даже показалось, что ей понравилось быть заложницей, тем более, в руках такого крутого пацана, как я. Ольга нерешительно выглянула из-за двери. В это самое время кто-то спускался по лестнице. Я освободил Риту, и мы все вместе высыпали на улицу. Ребята сразу же бросились от меня наутёк. Я поднялся домой ─ попить. Мама только глянула на меня, спросила:

─ У тебя всё в порядке?

Вот откуда она знает, что у меня не всё в порядке? Я её заверил, что всё хорошо. И только собрался выйти во двор ─ звонок в дверь. Мама открывает, а на пороге стоит делегация ребят. Соня - младшая сестра моего друга Степана, и говорит таким противным голоском:

─ А Влад Риту душил?

Маленькая Оля, которой вообще при деле не было, замяукала:

─ Да, он её задушил, она не дышит!

Мама посмотрела на меня и с угрозой в голосе спросила:

─ Это что такое? Что ты натворил? Зачем ты Риту задушил?

Я чуть со смеху не упал:

─ Никого я не задушил. Мы играли. Всё нормально. Я разберусь.

Маленькая Оля не унималась:

─ Ага, нормально! У неё на шее синие следы от пальцев, она хрипит и умирает.

─ Тебя там вообще не было! Какие пальцы? Я её за талию держал, если это можно назвать талией. Иди сюда, я на тебе покажу, как дело было.

Олечка взвизгнула и кубарем покатилась вниз по лестнице, крича на весь подъезд:

─ Бабушка, меня Влад хочет задушить!

Мама отправила детей вниз, пообещав во всё разобраться.

Во дворе как ни в чём не бывало бегала живая Рита. Я хотел подойти к ней, но заметил, что все ребята меня чураются. Я к ним ─ они от меня. Конечно, прикольно было: подошёл к качелям, а все вскочили и убежали. Но никак понять не могу: что случилось? Хочу спросить у Стёпки, а он от меня, как от бешеного пса. Я к девчонкам ─ они врассыпную. Тогда я погнался за Стёпой с единственной целью: спросить, почему все от меня убегают. Стёпа заскочил в наш подъезд и по лестнице помчался к своей квартире (живёт он на 8-м этаже, я, к слову сказать, на 9-м). На 6-м, превозмогая себя, я догнал его, схватил, зажал в угол между стеной и лифтом, придавив всей своей массой, спросил: «Почему вы все от меня убегаете?» Он выкрикнул: «Потому что ты маньяк!» «Я не маньяк, ─ меня всё начинало бесить, ─ это ты маленький мальчик, слюнтяй, который даже не оказывает сопротивление. Ты сейчас расплачешься, как девчонка, стоит мне только захотеть…». В это время послышался голос Сони, который подъездным эхом прокатился по этажам. Я отпустил Степана, он заплакал и медленно, всхлипывая, стал спускаться вниз.

На следующий день со мной никто не дружил. Оленька всем бабушкам на лавочке рассказала, что я убийца, который задушил Риту, при этом Рита, живая и невредимая, подтвердила это. Меня все взрослые осуждали, бабушка Стёпы запретила внукам со мной водиться, а моя бабушка, защищая меня, поругалась со Стёпкиной. И только Оля Большая подошла и шёпотом извинилась за испорченные босоножки и за всё, что случилось.

Я то извинил, но дворовая дружба рассыпалась. Мне пришлось залезть на 9-й этаж, в свою квартиру, надеть наушники с аудио-рассказами и до конца июня, пока гостил у бабушки, я не выходил во двор гулять. И вот я думаю, если бы взрослые не лезли в наши дела и не усложняли ситуацию, мы бы сами во всём разобрались, давно бы помирились и вспоминали обо всём, как о забавном случае. А то разъехались от бабушек разруганные… Вот тебе и упс!

ЕСТЬ ЛИ У ЧЕЛОВЕКА СВОБОДА ВЫБОРА?

У меня был прапрадедушка Прохор. Он родился в один год с Лениным, в 1870-м. Жил в Симбирской губернии, там же, где и Ленин. Прохор при жизни был крепким крестьянином, из тех, которых в 30-е годы раскулачили, но это уже без ведома Ленина. Большевики отобрали. Всё! Прапрадед поехал в Ульяновск, который до 1924 года был Симбирском, а потом, в честь великого земляка Ленина, переименовали. Я предполагаю, что у Прохора был дар убеждения, потому что случилось невиданное дело: ему вернули. Всё! Он подсуетился и всех детей от себя отселил. Одному сыну отдал мельницу, второму, если по логике сказки «Кот в сапогах», то должен был отдать осла, но на самом деле отдал кузницу, а вот младшему Павлу Прохор подарил… Кота? Почти. Он заставил Павла, которому суждено было стать моим прадедом, правда, он об этом так и не узнал, выучиться на ветеринара. И оказалось, что Павел был ветеринаром от Бога. Чувствовал всякую животину, и та это понимала. В должности фельдшера-ветеринара прошёл три войны. Профессия помогла и в мирное время: работал председателем колхоза. Ведь человек учёный! Я спрашиваю себя: была ли у прадеда свобода выбора судьбы, профессии?..

У Павла был сын и две дочери. Самая младшенькая – моя бабуля Валя. В 16 лет Павел сказал примерно так: «Будешь поступать в ульяновское фармучилище». Сказано – сделано. Бабушка стала фармацевтом. И всю жизнь благодарила отца за его мудрое решение. Профессию любила всей душой. Я спрашиваю себя: была ли у бабушки свобода выбора судьбы, профессии?..

Мой папа хотел стать машинистом поездов дальнего следования. Его мама, бабушка Лида, настояла, чтобы он стал зубным врачом. И сегодня папа стоматолог. Нравится ему его профессия? С удовольствием ли ходит на неё? Ведь для мужчины это важно. Да! Ему очень нравится его работа. Он сам её выбрал? Нет!

Моя мама со второго класса хотела быть учителем. Её папа как только не отговаривал. Но она настояла на своём и стала не просто хорошим учителем, а очень хорошим. А потом ушла из школы и даже мысли не допускает, что можно туда вернуться. Жалеет ли она, что сделала такой выбор? Не очень, но говорит, что если бы родители не церемонились с ней и настояли пойти в фарминститут, то она была бы им благодарна.

И вот настало моё время – время выбора будущей профессии. Кем я хочу стать? В какой профессии себя проявить? Мне нравится история, мне нравится говорить о политике, меня волнуют проблемы экологии, экономики, коррупции и демографии. Я был бы очень строгим правителем. По всем задаткам я − явный политик. Но разве этой профессией-говорильней семью прокормишь? Поэтому на семейном совете с моим участием было принято решение: идти по папиным стопам. Я буду стоматологом. Мне эта профессия не противна. А потом, как говорит мама, после медицинского образования можешь переучиться на кого угодно. И привела примеры: А. Чехов, М. Булгаков были врачами. Я с этими доводами согласен. Полностью! Только стоит вопрос: где в этом свобода выбора? Скорее всего согласие, основанное на разумных аргументах родителей. Вот такой получился упс…

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

Пришёл к папе на работу: посмотреть, что да как. Я и раньше приходил, но как пациент, а теперь с прицелом на будущую профессию. Надел белый халат, маску, стал рядом со стоматологическим креслом ­­ ─ ассистирую, наблюдаю. Папа – ортопед − спокойно точит и точит, точит и точит зубы. Только приговаривает: «Прополощите рот. Выплюньте. Прополощите. Выплюньте. Следующий». И так до обеда. В обед весёлый такой, радостный, мне подмигивает, мол, всё хорошо: каркасы садятся, керамика, как живая, протезы чуточка в чуточку.

Опять встали у кресла. «Прополощите. Выплюньте. Прополощите. Выплюньте». Какой-то пациент решился рассказать историю. Папа его прервал: «Откройте рот, пожалуйста». Клиент открыл и замолчал.

─ Следующий.

В конце рабочего дня папа сказал: «Хороший день! Лёгкий». На мобильник смс пришло: аванс. Глянул из-за плеча ─ аж голова закружилась.

Весь вечер как ни свой ходил. Деньги хорошие, но смогу ли каждый день: «Прополощите. Выплюньте»? Настоящий упс!

ПОСПЕШИШЬ ─ ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ

Утром я задержался у зеркала: выдавливал прыщи. Позвонила мама, напомнила, что сегодня День учителя и чтобы я не забыл подарок в пакете, который она поставила у порога. Что я совсем что ли тук-тук? Как можно забыть? Посмотрел на себя в зеркало: красавчик, нечего сказать.

Взял мамин тональный крем, начал замазывать красные бугры на лице, от этого они ещё больше проявились. Глянул на часы ─ обомлел. Опаздываю! Выскочил из квартиры как оголтелый. Добежал до угла дома ─ пакет забыл. Бросился обратно. Лифт как назло застрял между седьмым и восьмым этажами. Кинулся бежать по лестнице. Заскочил домой, схватил пакет, помчался сломя голову обратно.

Влетел в кабинет по звонку. Ребята стояли у парт. Любимая Татьяна Марковна с удивлением посмотрела на меня. Я радостный, со счастливым лицом, раскрашенным прыщами, подошёл к ней и торжественным голосом сказал:

─ Поздравляю с Днём учителя! Пусть Ваша жизнь будет такой же сладкой, как эти конфеты! ─ вручаю пакет и… и вдруг слышу. Нет, это был не хохот, так нормальные люди не могут смеяться, это был лошадиный ржач. Так ржать может только табун лошадей. Мой закадычный друг Валера лежал в проходе между партами и бился в конвульсиях, Стёпка, мой дорогой друг Стёпка, свалился на парту и изо всех сил старался зажать рот руками. Противная Варька Синичкина хихикала тоненьким писклявым голоском.

Взглянул на пакет и обмер. Пакет был с домашним мусором… Упс!

Я МОЛОДЕЦ?

Матвей попросил справочник по русскому языку ─ это такая тетрадь, в которую мы записываем разные правила. Учитель в конце триместра их собирает и ставит отметку за ведение. Я дал, но с условием, что на следующий день он вернёт. Матвей забыл тетрадь дома, потом ещё раз забыл, и ещё раз. И тут учитель сказал нам справочники сдать. А у меня то его нет. Она у Матвея. Меня прям на уроке поднимают и строго так спрашивают: «Почему тетрадь с правилами не сдал?» Мне Матвей знаки подаёт, мол, не выдавай. Я что-то про забыл промямлил. Мне поставили в журнал «неуд» и вместо «отл» за триместр ─ «хор» поставили. Наказали.

Матвей на перемене подошёл и говорит:

─ Ты настоящий друг, не спалил меня! Горжусь дружбой с тобой! Ты молодец!

Я пришёл домой. Показал триместровые отметки. Мама, увидев «хор» по русскому языку, ахнула. Я ей сказал:

─ Эх, темнота! Как же ты не понимаешь, я ведь друга выручил, не сдал его, прикрыл.

А она мне и отвечает:

─ Вот у Матвея друг есть, а у тебя нет.

Не понял… (Без упс.)

НЕЧЁТНЫЕ ЧИСЛА, ИЛИ РАЗВЕ ТАК ПРИГЛАШАЮТ...

Мне нравятся нечётные числа. Вот согласитесь, что 3 лучше, чем 2, а 5 красивее 4-ёх. Достал свой блокнот. Переписал в него всех своих друзей. Вышло – 14. Некрасиво! Написал врагов. Не то, чтобы враги, а недрузья. Получилось 12. Некрасиво. Тут случай подвернулся, и всё стало на свои места.

Возвращался я из школы со своим другом Матвеем. Он мне и говорит:

─ Слушай, у меня в пятницу днюха. Придёшь?

Я так обрадовался, даже почувствовал, как глаза заблестели. Отвечаю:

─ Конечно! С огромным удовольствием!

Он мне в ответ:

─ Вот спасибо. Выручил. У нас будет квест. Мы разделимся на равное число игроков. Но в одной команде получилось четыре игрока, а в другой ─ пять. Сам видишь ─ неравный бой. С тобой же нас будет равное количество. Понимаешь?

─ Ещё как понимаю, ─ ответил я. ─ Когда в команде по пять человек ─ это очень красиво. ─ Мысленно я уже представил и число, и команду.

─ Я сначала тебя приглашать не хотел, ─ неожиданно для меня сказал Матвей, ─ я сначала пригласил Пашу Сомова. Но он с родителями куда-то уехал. Вот и подумал, может, тебя пригласить.

Я посмотрел на Матвея, потом на небо и говорю:

─ У тебя днюха в пятницу?

─ Да.

─ Упс. Знаешь, совсем забыл. У меня в пятницу очень важная тренировка. Очень! Никак не получится прийти. Ты уж извини, ─ и быстрее зашагал домой. Матвей мне вслед крикнул:

─ Ты всех нас подвёл.

Я обернулся и ответил:

─ Извини, никак не могу.

Пришёл домой, достал блокнот. Теперь у меня 13 друзей и 13 недрузей. Во всём должна быть гармония!

проголосуйте за нее
Вверх
28 пользователей проголосовало.
Проголосуйте за понравившуюся работу